Окружающий мир
Рабочая
программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область
«Обществознание и естествознание») соответствует Федеральной рабочей программе
по учебному предмету «окружающий мир» и включает пояснительную записку,
содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое
планирование.
Пояснительная
записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику
психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре
учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Содержание
обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом
классе начальной школы. Содержание обучения в каждом классе завершается
перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных
и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета
«Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом
и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования УУД,
поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только
начинается.
Планируемые
результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а
также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне
начального общего образования.
Программа
по предмету «Окружающий мир» на уровне начального общего образования составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования и федеральной рабочей программе воспитания.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Изучение
предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире,
обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам
обучающихся и направлено на достижение следующих целей:
- формирование
целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе
целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду
обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно
этических понятий, представленных в содержании данного учебного
предмета;
- формирование
ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления приверженности
здоровому образу жизни;
- развитие
умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и
жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской
деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с
творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной,
художественной деятельности;
- духовно-нравственное
развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей
принадлежности к Российскому государству, определённому этносу;
- проявление
уважения к истории, культуре, традициям народов РФ;
- освоение
обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих
ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме;
- обогащение
духовного богатства обучающихся, развитие способности ребёнка к
социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение
опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с
экологическими нормами поведения;
- становление
навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к
людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Центральной
идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является
раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами
поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия
в системах «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является
содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности
предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор
содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- раскрытие
роли человека в природе и обществе;
- освоение
общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,
«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость»,
«Человек и познание».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕНОМ ПЛАНЕ
Общее
число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270
часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68
часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов.