Министерство Просвещения РФ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Каргопольского округа Архангельской области МОУ «Тихманьгская СШ» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании ШМО приказом директора творчески работающих МОУ «Тихманьгская СШ» педагогов протокол №___ Е.А.Коробицыной от«__»____________2023г. №____ от «___» ______________2023г. Рабочая программа учебного курса по обществознанию для 11 класса на 2023 - 2024 учебный год д. Патровская 2023 г. 1 Пояснительная записка Рабочая программа курса по обществознанию для 11-х классов составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по обществознанию. Рабочая программа составлена на основе авторской программы — Боголюбов Л.Н. и др. Программа по обществознанию 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2007 Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часа из расчѐта 2 учебных часа в неделю и предназначена для учащихся 11-х классов. Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007 Настоящая программа составлена в полном соответствии с Обязательным минимумом содержания обществоведческого образования и с ориентацией на следующие основные цели курса: — ознакомить учащихся с широкой совокупностью доступных для них знаний об общественной жизни; — дать представление об основных понятиях, терминах, теориях, связанных с описанием и изучением социальных процессов; — привлечь внимание учащихся к культурологической, мировоззренческой, духовнонравственной и философской тематике, сформировать интерес к изучению культуры общества в еѐ различных сферах — науке, религии, искусстве и т.д. Особенностями настоящего курса в части раскрытия духовно-мировоззренческой стороны социальной жизни, вопросов социального познания и социального развития является его культуросообразность, ориентация на традиционные духовные ценности российской культуры. Содержание изучаемых знаний предполагает усвоение школьниками не только рациональных знаний и теорий, сложившихся в научной социологии, но и спектра представлений, сложившихся в других сферах общественной жизни — религии, искусстве, обыденном сознании. Это должно способствовать знакомству учащихся с обществом во всѐм его многообразии. В содержании курса сделан акцент на духовно-нравственное значение обществоведческих знаний, что обеспечивает определѐнный воспитательный потенциал курса. Изучаемые понятия, представления, теории обращены на формирование гражданственности учащихся, чувства сопричастности судьбам нашей Родины, российского патриотизма. Помимо обучения знаниям об обществе, сложившимся в позитивной социологии, учащиеся приобщаются к культуре, понимаемой в самом широком смысле. Среда непростых вопросов обществознания в курсе рассматриваются прежде всего те, ответы на которые могут пригодиться в повседневной жизни гражданина. Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. 2 Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путѐм углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Формируемые знания и умения ученика Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: — развитие личности в период ранней юности, еѐ духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, сп особности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; — воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; — освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социальноэкономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования, — овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; — формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера школой на уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества. Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работвключает в себя: — работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета); — критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений; — решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; — анализ современных общественных явлений и событий; — освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.); — применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных 3 ситуациях; — аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в написание творческих работ по социальным дисциплинам. В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития. Раздел «Проблемы социально-политического развитая общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни. Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень) для 11 класса — под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, — выпущенными издательством «Просвещение», Основное содержание программы Раздел I. Экономика (29 ч) Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика. Экономика и экономическая наука. Макроэкономика и микроэкономика. Экономическая деятельность и еѐ измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России. Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса. Правовые основы предпринимательской деятельности. Понятие «предпринимательство». Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие «юридическое лицо». Формы организации юридических лиц Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России. Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Экономика и государство. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Финансы в экономике. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. 4 Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Занятость и безработица. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности. Глава 2. Социальная сфера (14 ч) Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Преступность. Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России. Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе. Молодѐжь в современном обществе. Молодѐжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодѐжная субкультура. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Изменение численности населения России. Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция. Глава 3. Политическая жизнь общества (23 ч) Политика и власть. Политическая деятельность и общество. Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть. Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политический режим. Демократические перемены в России. Гражданское общество и правовое государство. Сущность правового государства. Местное самоуправление. Демократические выборы. Избирательная система. Типы избирательных систем. Избирательная кампания. Политические партии и партийные системы. Политические движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем. Политическая элита и политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства. Политическое сознание. Обыденное и теоретическое сознание. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание. Идеологии. Современные политические идеологии. Роль идеологии в политической жизни. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения. Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса. 5 Заключение (1 ч) Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения обществознания на данном уровне ученик должен Знать/понимать • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и вывода; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретѐнных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определѐнным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; — совершенствования собственной познавательной деятельности; — критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. — решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; — ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; 6 — предвидения возможных последствий определенных социальных действий; — оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; — реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; — осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются: — определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям; — объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах; — решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; — применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; — умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); — поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). — отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); — выбор вида чтения соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); — работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; — самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; — участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»); — формулирование полученных результатов; — создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мулътимедийньк технологий; — пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 7 Календарно-тематический план Количество часов – 68 Количество уроков в неделю – 2 Название темы № Кол-во часов Дата Дом. задание Глава I. Экономика (29 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика Практическая работа: роль экономики в жизни общества Экономика и экономическая наука. Макроэкономика и микроэкономика. Экономическая деятельность и еѐ измерители. Понятие ВВП Практическая работа: измерители экономической деятельности Экономический рост и развитие. Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл Практическая работа: экономическое развитие Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации Практическая работа: рыночные отношения в экономике Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России Практическая работа: конкуренция и монополия Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса Практическая работа: экономика предприятия Правовые основы предпринимательской деятельности. Понятие «предпринимательство». Предпринимательские правоотношения. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие «юридическое лицо». Формы организации юридических лиц РК: Предпринимательство в Архангельской области Практическая работа: формы организации юридических лиц 1 1 §1; задания на стр. 15 §2; задания на стр. 24; таблица «Разделы экономической науки» 1 1 §3; задания на стр. 34 1 §4; задания на стр. 44 1 1 §4 1 1 1 §5; задания на стр. 54 1 1 §6; задания на стр. 67; таблица «организационно-правовые формы предпринимательства» 1 8 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России Практическая работа: виды рынков Слагаемые успеха в бизнесе. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга Практическая работа: источники финансирования бизнеса Экономика и государство. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг Практическая работа: экономика и государство Финансы в экономике. Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции Практическая работа: финансовые институты Занятость и безработица. Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России РК: Борьба с безработицей в Архангельской области 24 Практическая работа: виды безработицы Мировая экономика. Государственная политика в области 25 международной торговли. Глобальные экономические проблемы 26 Практическая работа: мировая экономика Экономическая культура: сущность и структура. Экономические отношения и интересы. Экономическая 27 свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение участников экономической деятельности 28 Практическая работа: рациональное поведение 29 Повторительно-обобщающий урок: «Человек и экономика» 30 31 32 33 34 35 36 Глава 2. Социальная сфера (14 ч) Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы Практическая работа: социальная структура общества Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальный контроль. Преступность Практическая работа: социальные нормы и отклоняющееся поведение Нации и межнациональные отношения. Что объединяет людей в нацию. Россия – многонациональное общество и единый народ. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Пути межнационального сближения. Национальная политика в России Практическая работа: нации и межнациональные отношения Семья и быт. Семья как социальный институт. Функции семьи. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей §6 1 §7; задания на стр. 79 1 §8; задания на стр. 91 1 1 1 §9; задания на стр. 103 1 1 §10; задания на стр. 115 1 1 §11; задания на стр. 127 1 §12; задания на стр. 141 1 1 1 1 §13; задания на стр. 152 1 1 §14; задания на стр. 163 1 1 §15; задания на стр. 172 1 1 §16; задания на стр. 184 9 37 Практическая работа: семья и быт Гендер – социальный пол. Гендерные стереотипы и роли. 38 Гендер и социализация. Гендерные отношения в современном обществе 39 Практическая работа: гендер – социальный пол Молодѐжь в современном обществе. Молодѐжь как социальная 40 группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодѐжная субкультура 41 Практическая работа: молодѐжь в современном мире Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Изменение численности населения России. 42 Возрастной состав населения России. Рождаемость и смертность. Миграция РК: Демографическая ситуация в Архангельской области 43 Повторительно-обобщающий урок: «Социальная сфера» 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 1 1 §17; задания на стр. 193 1 1 §18; задания на стр. 203 1 §19; задания на стр.213 1 Глава 3. Политическая жизнь общества (23 ч) Политика и власть. Политическая деятельность и общество. 1 Политическая сфера и политические институты. Политические отношения. Политическая власть Практическая работа: политика и власть 1 Политическая система. Структура и функции политической 1 системы. Государство в политической системе Практическая работа: политическая система 1 Политический режим. Демократические перемены в России 1 Практическая работа: политические режимы 1 Гражданское общество и правовое государство. Сущность 1 правового государства. Местное самоуправление Практическая работа: гражданское общество и правовое 1 государство Демократические выборы. Избирательная система. Типы 1 избирательных систем. Избирательная кампания Практическая работа: демократические выборы 1 Политические партии и партийные системы. Политические 1 движения. Типология и функции политических партий. Типы партийных систем Практическая работа: политические партии и партийные 1 системы Политическая элита и политическое лидерство. Роль 1 политического лидера. Типы лидерства Практическая работа: политическая элита и политическое 1 лидерство Политическое сознание. Обыденное и теоретическое 1 сознание. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание Практическая работа: политическое сознание 1 Идеологии. Современные политические идеологии. Роль 1 идеологии в политической жизни Практическая работа: современные политические идеологии 1 Политическое поведение. Многообразие форм политического 1 поведения. Политический терроризм. Регулирование §20; задания на стр. 227 §21; задания на стр. 239 §21 §22; задания на стр. 249 §23; задания на стр. 260 §24; задания на стр. 271 §25; задания на стр. 282 §26; задания на стр. 297 §26 §27; задания на стр. 306 10 63 64 65 66 67 68 политического поведения Практическая работа: политическое поведение Политический процесс и культура политического участия. Сущность и этапы политического процесса Практическая работа: политический процесс и культура политического участия Повторительно-обобщающий урок: «Политическая жизнь общества» Заключение (1 ч) Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Информационное общество Повторение (1 ч) Повторительно-обобщающий урок по курсу Обществознание 11 класса. Промежуточная аттестация по курсу. 1 1 §28; задания стр. 317 1 1 1 1 Литература Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию(базовый уровень) Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию(базовый уровень) Боголюбов Л.Н. и др. Программа по обществознанию 10–11 кл. – М.: Просвещение, 2007 Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2007 Перечень учебнометодического обеспечения Учебник: Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012 Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10–11 кл. / Л.Н. Боголюбов идр. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2008 г. Нормативные документы: Всеобщая декларация прав человека; Декларация прав ребѐнка;Конвенция о правах ребѐнка; Конституция РФ и др. 11