Родной язык 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Каргопольского округа
Архангельской области
МОУ «Тихманьгская СШ»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО
творчески работающих
педагогов
протокол № ___
от «__» _______ 2023.

приказом директора
МОУ «Тихманьгская СШ»
Е.А. Коробицыной
№ ___ от «___» ___ 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык»
для обучающихся 9 классов

д.Патровская 2023
Пояснительная записка
1

Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык. 9
класс» разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №
185-ФЗ);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.
№1577);
4. Примерной программы по учебному предмету «Русский родной
язык» для общеобразовательных организаций, реализующих программы
основного общего образования (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию, протокол от 31.01.2018
№ 2/18).
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры.
Русский родной язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но
и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других
школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей
профессией.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры. Учебное время, отведённое
ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время
для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
Доминирующей идеей курса русского родного языка в 9-м классе
является совершенствование речевой деятельности обучающихся, развитие
умения свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, соблюдая этические нормы.
Основной целью курса «Русский родной язык» в 9 классе является
расширение представлений о русской языковой картине мира, формирование
уважительного отношения к родному языку и родной культуре,
совершенствование коммуникативных умений через анализ современных
текстов публицистического характера.

2

Программа учебного курса отражает социокультурный контекст
существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые
обнаруживают
непосредственную
культурно-историческую
обусловленность.
Программа рассчитана на 17 часов. В разделе «Тематическое
планирование курса» представлено примерное распределение времени на
основные разделы курса, которое может корректироваться учителем.
Последовательность изучения тем курса также находится в компетенции
педагога образовательной организации. Учитель вправе рассредоточить
изучение материала, связав его с темами учебного предмета «Русский язык»,
либо изучать их отдельным блоком.
Основным типом урока при реализации данной программы является
урок развития речи, предполагающий комплексный анализ современных
текстов публицистического стиля и создание собственных речевых
высказываний. Примерные тексты для анализа представлены в приложении к
программе.
При проведении текущего, промежуточного и итогового контроля в
курсе «Русский родной язык» в 9 классе рекомендуется использовать
задания, связанные с информационной переработкой текста и созданием
собственного высказывания на основе текста публицистического стиля. Это
могут быть такие формы контроля, как сжатые изложения, письменный ответ
на вопрос ограниченного объема, составление разных видов плана,
сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, устный ответ на
проблемный вопрос, представление информации текста в виде таблицы,
конспекта и т.п., а также проектные работы обучающихся. Содержание и
частотность контроля определяются педагогом самостоятельно.
Планируемые результаты освоения курса «Русский родной язык»
Личностными результатами освоения программы по русскому
родному языку в 9 классе являются:
1) российская гражданская идентичность, формируемая через
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
2) осознанное, уважительное отношение к родному языку, потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
3) стремление к речевому самосовершенствованию в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) критичность и креативность мышления, умение распознавать
логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
3

Метапредметными результатами освоения программы по русскому
родному языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- владение приёмами систематизации материала;
- преобразование текста в иные формы представления информации:
графики, диаграммы, таблицы;
- сопоставление разных точек зрения и разных источников
информации;
- правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме;
2) способность использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения на основе национально-культурных
норм речевого поведения и русского речевого этикета.
Предметные результаты освоения программы по русскому родному
языку в 9 классе ориентированы, в первую очередь. на применение знаний,
умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Ученик научится:
- осознавать национального своеобразие, богатство, выразительность
русского родного языка;
- понимать значения слов с национально-культурным компонентом,
правильно употреблять их в речи;
- понимать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментировать историю происхождения таких
фразеологических оборотов, уместное употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
- понимать роль заимствованной лексики в современном русском
языке; определять значения лексических заимствований последних
десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать национальную
специфику русского речевого этикета;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского
родного языка;
- осознавать важность соблюдения норм современного русского
литературного языка для культурного человека;
- использовать в речевой практике стилистические ресурсы лексики и
фразеологии родного языка, основные нормы родного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы
речевого этикета;
4

- проводить многоаспектный анализ текстов публицистического стиля
разных жанров (путевые записки, проблемный очерк; рекламные тексты,
интервью и т.д.);
- осознавать эстетическую функцию родного языка, оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе современных
текстов публицистического стиля;
- аргументировать свое мнение и оформлять его в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического, аргументативного и интерпретирующего
характера;
- анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать
речь с учетом её соответствия основным нормам литературного языка;
- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки
зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных
неудач и объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
Ученик получит возможность научиться
- использовать активный и потенциальный словарный запас,
использовать в речи грамматические средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
- осознанно расширять свою речевую практику, оценивать свои
языковые умения;
- использовать при общении в электронной среде этику и русский
речевой этикет;
- дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и
прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных;
классифицировать фактический материал по определённому признаку;
выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь
между выявленными фактами;
- участвовать в беседе, споре, владеть правилами корректного речевого
поведения в споре;
- строить устные учебно-научные сообщения различных видов,
принимать участие в учебно-научной дискуссии;
- редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа.
Русская языковая картина мира. Примеры ключевых слов (концептов)
русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые
5

слова
и
выражения
(прецедентные
тексты)
из
произведений
публицистического стиля, рекламных текстов.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление об
активных процессах в современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры). Рост словарного состава языка, «неологический бум» –
рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в
языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии,
активизация процесса заимствования иноязычных слов.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы
современного русского литературного языка. Типичные ошибки в устной и
письменной речи. Качества хорошей речи: точность, уместность,
выразительность, коммуникативная целесообразность. Анализ устных и
письменных высказываний с точки зрения соответствия нормам русского
литературного языка (редактирование текста).
Условия успешной коммуникации. Русский речевой этикет. Этические
нормы, правила этикета. Обращение в русском речевом этикете. Обращение
как показатель степени воспитанности человека, отношения к собеседнику,
эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому
человеку.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета.
Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернетдискуссии, Интернет-полемики.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Виды речевой деятельности. Формы общения. Контактное и
дистантное общение. Слушание как компонент эффективного речевого
общения. Коммуникативная стратегия и тактики диалогового общения.
Интервью как жанр диалогового общения.
Текст как единица языка и речи
Текст в лингвокультурологическом аспекте. Анализ текста. Работа над
текстом как основа овладения письменной речью. Виды преобразования
текстов: аннотация, конспект, план. Использование графиков, таблиц, схем
для представления информации.
Функциональные разновидности языка
Публицистический стиль. Статья. Очерк. Проблемный очерк.
Репортаж. Текст рекламного объявления. Языковые и структурные
особенности жанров.

6

Тематическое планирование
№
п/п
1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Наименование темы
Язык и культура (2 часа)
Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа.
Развитие языка как объективный процесс. Активные
процессы в современном русском языке.
Культура речи (4 часа)
Основные нормы современного русского литературного
языка. Качества хорошей речи. Редактирование текста.
Условия успешной коммуникации. Русский речевой
этикет. Обращение в русском речевом этикете.
Этика и этикет в электронной среде общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (11 часов)
Виды речевой деятельности. Формы общения. Интервью
как жанр диалогового общения.
Виды преобразования текстов: аннотация, конспект,
план.
Использование
графиков,
таблиц,
схем
для
представления информации.
Публицистический стиль: статья
Публицистический стиль: очерк. проблемный очерк
Публицистический стиль: репортаж
Публицистический стиль: текст рекламного объявления

Количество
часов
1
1

2
1
1
1
2
2
2
2
1
1

7

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ТЕКСТА
Аннотированный список литературы
Баранова М. П. Технологические карты занятий МДК "Основы смыслового
чтения" [Текст] / М. П. Баранова // Мастер-класс: прил. к журн. "Методист". 2017. - № 2. - С. 30-32.
Тема: Конспектирование при чтении и подготовке к сообщению.
Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного
экзамена по русскому языку: концептуальный подход [Текст] / В. В.
Гаврилов // Рус. яз. в шк. - 2019. - № 2. - С. 35-40. - Библиогр. в конце ст.
Методика выделения проблемы в тексте, используя концептуальный анализ.
Автор характеризует концептуальный анализ и его основные принципы и
предлагает анализ конкретного текста с использованием предложенной
методики.
Громов И. А. Изложения по литературоведческим текстам [Электронный
ресурс] / И. А. Громов // Рус. яз.: Первое сент. - 2017. - № 1-2. - С. 39-40; №
3-4. - С. 33.
Тексты для изложения цитируются по изданию: Энциклопедический словарь
юного литературоведа. М.: Педагогика, 1987.
В статье даны тексты: «Антитеза», «Афоризм», «Гипербола».
Предлагать тексты можно начиная с 7-го класса.
Кирьянова Е. Н. Метод «кейс-стади» на уроках литературы [Электронный
ресурс] / Е. Н. Кирьянова // Литература: Первое сент. - 2017. - № 3-4. - С. 89.
Практико-ориентированные задания на уроках литературы.
Например, в 9 классе после изучения творчества А.С. Пушкина учитель даёт
задание: «Продумайте структуру книги, посвящённой творчеству А.С.
Пушкина. Создайте макет издания, включив в него титульный лист,
фронтиспис, аннотацию и оглавление».
Особой группой практико-ориентированных заданий может стать
составление квестов, разработка макета памятника писателю или героям
его произведений.
Левушкина О. Н. "Язык - родной очаг": учим пониманию текста на уроке
русского языка [Текст] / О. Н. Левушкина // Рус. яз. в шк. - 2016. - № 7. - С. 710. - Библиогр. в конце ст.
Урок строится на сопоставлении двух стихотворных произведений: «Изба»
Ксении Некрасовой и «У очага» Расула Гамзатова.
8

Леонтьева Т. Н. Чем богат текст? [Электронный ресурс] / Т. Н. Леонтьева //
Рус. яз.: Первое сент. - 2018. - № 1-2. - С. 23-25.
Работа с отрывками из романа современного автора, известного писателя
Алексея Иванова «Золото бунта». Текст изобилует неожиданными
тропами, а наряду с ними соседствует выразительная лексика мастеровых
– профессионализмы и диалектизмы.
Литвинюк Н. В. Технологические карты занятий МДК "Основы смыслового
чтения" [Текст] / Н. В. Литвинюк, Л. И. Петрова, Л. Ю. Тюкавкина // Мастеркласс: прил. к журн. "Методист". - 2017. - № 2. - С. 33-36.
Тема: Свёртывание и развёртывание текста.
Никитина С. А. Кто смотрит и кто говорит? [Электронный ресурс] : анализ
художественного текста для предпрофильного 7-го класса / С. А. Никитина //
Рус. яз.: Первое сент. - 2017. - № 5-6. - С. 27-31.
Часть первая (2 урока).
Вводим понятие точки зрения.
Часть вторая (2 урока).
Кто и как говорит?
Вводим понятие несобственно-прямой речи
Петрачкова Ю. В копилку методических хитростей [Электронный ресурс]
/ Ю. Петрачкова // Литература: Первое сент. - 2018. - № 5-6. - С. 33-34.
Предложено несколько способов анализа текста на уроках литературы.
Например, учитель приносит на урок различные предметы. Задание будет
таким: почему все эти предметы оказались вместе, объясните, как это
связано с текстом изучаемого произведения.
Если на уроке работают с текстом большого объёма, учитель использует
задания с опорными словами.
Соколова В. А. Учим школьников "жить в слове" [Текст] : (от слова к
тексту) / В. А. Соколова // Рус. яз. в шк. . - 2015. - № 10. - С. 33-35.
Автор статьи предлагает серию упражнений по всестороннему языковому
развитию обучающихся (от заданий, направленных на совершенствование
артикуляции, до приёмов, посвящённых анализу текста и созданию
собственного высказывания).
Тихонова Т. Повторное обращение к тексту – постижение новых смыслов
[Электронный ресурс] / Т. Тихонова // Рус. яз.: Первое сент. - 2017. - № 1-2. С. 30-32.
Комплексная работа с текстом в течение нескольких лет.
«Целью комплексной работы с одним текстом на протяжении нескольких
лет является не проверка знаний, умений и навыков, а создание условий для
9

активной мыслительной и познавательной деятельности, для новых
открытий в родном языке».
Для такой работы можно взять, например, стихотворение А. Блока
«Россия». Начинается работа в 5-м классе и продолжается до конца 9-го
класса.
Трегубова И. Г. Приёмы анализа лирического произведения [Текст] / И. Г.
Трегубова // Мастер-класс: прил. к журн. "Методист". - 2016. - № 6. - С. 4149.
Фрагменты уроков по творчеству поэтов Серебряного века.
Лингвистический анализ стихотворения Н. Гумилёва «Телефон»: урокмастерская.
Анализ стихотворения О. Мандельштама «В Петрополе прозрачном мы
умрём..»: урок-открытие.
Анализ стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»:
урок в технологии развития критического мышления.
Уроки можно проводить с определёнными доработками в любом классе
средней школы.
Тумакова И. В. Обучение лингвистическому анализу стихотворного текста
[Электронный ресурс] : (работаем по учебнику Т.А. Ладыженской) / И. В.
Тумакова // Рус. яз.: Первое сент. - 2016. - № 4. - С. 27-29.
Анализ стихотворения А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»
Технология: РКЧП (развитие критического мышления через чтение и
письмо).
Форма урока: урок-практикум.
Формирование читательской грамотности на уроках русского языка в
основной школе [Текст] // Читательская грамотность школьника. 5-9 классы
[Текст]: книга для учителя / под ред. И. Н. Добротиной. - Москва : ВентанаГраф, 2018. – С. 55-85.
Умения работать с текстом как источником информации.
Работа с информацией, представленной в виде схем, таблиц.
Хиврич Н.А. Использование приёма ключевых слов в системе урока
литературы для формирования смысловых компетенций учащихся [Текст] /
Н.А. Хиврч // Методист. – 2019. - № 2. – С. 59-61. - Библиогр. в конце ст.
В статье представлен опыт использования приёма ключевых слов,
традиционного при анализе художественного произведения. На примере
отдельных фрагментов урока литературы можно увидеть, как работа над
ключевыми словами с первого этапа и до последнего помогает одновременно
и ученику, и учителю: учителю, который опирается на ключевые словасигналы, отобрать и представить учебный материал, учащимся успешно
ответить на все проблемные вопросы занятия.
10

Храмцова Р. А. На стыке текстов: как рождаются смыслы [Электронный
ресурс] / Р. А. Храмцова // Литература: Первое сент. - 2018. - № 5-6. - С. 711.
«Мне хочется рассказать о том «приеме», которым пользуюсь часто и
которым пользуются многие коллеги, когда мы предлагаем ученикам вместе
с текстами обязательными, программными
– необязательные,
непрограммные. Попробуем, например, прочитать два «Паруса» –
хрестоматийный лермонтовский вместе со стихотворением Александра
Тимофеевского «Парус».

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».