МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Каргопольского округа Архангельской области МОУ «Тихманьгская СШ» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании ШМО творчески работающих педагогов протокол № ___ от «__» _______ 2023. приказом директора МОУ «Тихманьгская СШ» Е.А. Коробицыной № ___ от «___» ___ 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для обучающихся 5 – 6 классов д.Патровская 2023 Рабочая программа по информатике для 5–6 классов составлена на основе: Примерной рабочей программы по информатике для 5–6 классов -Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания. В рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности учащихся 5-6 классов, межпредметные связи. В методической системе обучения предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) по информатике из Единой коллекции ЦОР (schoolcollection.edu.ru) и из коллекции на сайте ФЦИОР (http://window.edu.ru/). Пояснительная записка. Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 5-6 классах; устанавливает рекомендуемое предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса, определяет распределение его по классам (годам изучения); даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации). Программа является основой для составления авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса учителем. Цели изучения учебного предмета «информатика» Изучение информатики в 5–6 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, обеспечивая: формирование ряда метапредметных понятий, в том числе понятий «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др. , как необходимого условия для успешного продолжения учебно-познавательной деятельности и основы научного мировоззрения; формирование алгоритмического стиля мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном высокотехнологичном обществе; формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких, как базовое программирование, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации. Общая характеристика учебного предмета «информатика» Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает: сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения. Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе: цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов; теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах; информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. Место учебного предмета «Информатика» в учебном плане Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5–6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах. Содержание учебного предмета «информатика» 5 класс Цифровая грамотность Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки,каталога). Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на вебстранице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации (аутентификация по паролям, аутентификация с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Теоретические основы информатики Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Алгоритмизация и основы программирования Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Информационные технологии Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. 6 класс Цифровая грамотность Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем. Теоретические основы информатики Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Количество всевозможных слов(кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография,запись песни, видеоклип, полнометражный фильм). Алгоритмизация и основы программирования Среда текстового программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами. Информационные технологии Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ(приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. Планируемые результаты освоения учебного предмета «информатика» на уровне основного общего образования Изучение информатики в 5–6 классах направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества. Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет. Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценности научного познания: наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию; овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. Экологическое воспитание: наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными. Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации. Предметные результаты 5 класс соблюдать правила гигиены и безопасности при работе с компьютером и другими элементами цифрового окружения; иметь представление о правилах безопасного поведения в Интернете; называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение; понимать содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл»; искать информацию в Интернете (в том числе по ключевым словам, по изображению); критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для личности и общества распространения вредоносной информации; запускать прикладные программы (приложения) и завершать их работу; пояснять на примерах смысл понятий «алгоритм», «исполнитель», «программа управления исполнителем», «искусственный интеллект»; составлять программы для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования с использованием последовательного выполнения операций и циклов; создавать, редактировать, форматировать и сохранять текстовые документы; знать правила набора текстов; использовать автоматическую проверку правописания; устанавливать свойства отдельных символов, слов и абзацев; иллюстрировать документы с помощью изображений; создавать и редактировать растровые изображения; использовать инструменты графического редактора для выполнения операций с фрагментами изображения; создавать компьютерные презентации, включающие текстовую и графическую информацию. 6 класс ориентироваться в иерархической структуре файловой системы: записывать полное имя файла или папки (каталога), путь к файлу или папке (каталогу); работать с файловой системой персонального компьютера с использованием графического интерфейса: создавать, копировать, перемещать, переименовывать и удалять файлы и папки (каталоги), выполнять поиск файлов; защищать информацию, в том числе персональные данные, от вредоносного программного обеспечения с использованием встроенных в операционную систему или распространяемых отдельно средств защиты; пояснять на примерах смысл понятий «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»; иметь представление об основных единицах измерения информационного объёма данных; сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов; разбивать задачи на подзадачи; составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами; объяснять различие между растровой и векторной графикой; создавать простые векторные рисунки и использовать их для иллюстрации создаваемых документов; создавать и редактировать текстовые документы, содержащие списки, таблицы; создавать интерактивные компьютерные презентации, в том числе с элементами анимации. Тематическое планирование курса информатики 5 класс 1 час в неделю, всего — 34 часа № п/п Наименование разделов и программы Количество часов тем Учебное содержание Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Правила гигиены и безопасности при работе с компьютерами, мобильными устройствами и другими элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода Приводить примеры ситуаций правильного и неправильного поведения в компьютерном классе, соблюдения и несоблюдения гигиенических требований при работе с компьютерами. Называть основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств, объяснять их назначение. Объяснять работу устройств компьютера с точки зрения организации процедур ввода и вывода информации Устный опрос; тест; Самооценка с использовани е м «Оценочного листа» https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /5kl/gl2/2.php всего контрольн практически ые работы е работы Раздел 1. Цифровая грамотность 1.1. Тема 1. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе 2 0 0 https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /5kl/gl2/1.php https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash 5.php Онлайн тест "Компьютер – универсальная машина. Онлайн тест "Ввод информации в память компьютера". Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР анимация «Хранение информации. Память» анимация «Информация и ее носитель» https://do2.rcokoit.ru/c ourse/view.php?id=41 1.2. Тема 2. Программы для компьютеров. Файлы и папки 3 3 Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Прикладные программы (приложения), системное программное обеспечение (операционные системы). Запуск и завершение работы программы (приложения). Имя файла (папки, каталога). Практические работы 1. Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра. 2. Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла. 3. Выполнение основных операций с файлами и папками (создание, переименование, сохранение) под руководством учителя Объяснять содержание понятий «программное обеспечение», «операционная система», «файл». Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач Тестирование ; Практическая работа Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /5kl/gl2/4.php https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /5kl/gl2/7.php Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР анимация «Группы клавиш и их назначение» анимация «Функциональные клавиши» анимация «Алфавитноцифровые клавиши» анимация «Блок клавиш управления курсором» анимация «Дополнительная цифровая клавиатура» анимация «Клавиша контекстного меню» анимация «Положение рук. Привязка к клавишам» анимация «Файлы и папки» тренажер «Определение носителя информации (вариант ученика)» https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /5kl/gl2/8.php 1.3. Тема 3. Сеть Интернет. Правила безопасного поведения в Интернете 2 0 1 Сеть Интернет. Вебстраница, веб-сайт. Браузер. Поиск информации на вебстранице. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета. Правила безопасного поведения в Интернете. Процесс аутентификации. Виды аутентификации Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению. Обсуждать способы проверки достоверности информации, полученной из Интернета. Обсуждать ситуации, связанные с без опасным поведением в Интернете. Различать виды аутентификации. Различать «слабые» и «сильные» пароли. Анализировать возможные причины Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://digitallikbez.datalesson.ru/ https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons/bezopasnost -v-internete-2018-2019 https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons/seti-ioblachnye-tehnologii кибербуллинга и (аутентификация по паролям, аутентификация предлагать способы, как его избежать с помощью SMS, биометрическая аутентификация, аутентификация через географическое местоположение, многофакторная аутентификация). Пароли для аккаунтов в социальных сетях. Кибербуллинг. Практические работы 1. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Сохранение найденной информации Итого по разделу 7 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1. Тема 4. Информация в жизни человека 3 0 0 Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Роль зрения в получении человеком информации. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный Раскрывать смысл изучаемых понятий. Различать виды информации по способам её восприятия человеком. Осуществлять кодирование и декодирование информации предложенным способом. Приводить примеры применения искусственного интеллекта (робототехника, беспилотные автомобили, Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://do2.rcokoit.ru/cou rse/view.php?id=41 Онлайн тест "Информация вокруг нас". Онлайн тест "Компьютер – универсальная машина для работы с информацией". Информация интеллект и его роль в жизни человека интеллектуальные игры, голосовые помощники и пр.) Действия с информацией Хранение информации Носители информации Передача информации В мире кодов Способы кодирования информации Метод координат Текстовая информация Таблицы Наглядные формы представления информации Обработка информации Изменение формы представления информации Получение новой информации Итого по разделу 3 Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования 3.1. Тема 5. Алгоритмы и исполнители 2 0 0 Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Раскрывать изучаемых смысл Тестирование https://do2.rcokoit.ru/co понятий. ; urse/view.php?id=41 3.2. Тема 6. Работа в среде программирования 8 0 Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы Приводить примеры неформальных и формальных исполнителей в окружающем мире. Приводить примеры циклических действий в окружающем мире Практическая работа; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» 3 Составление программ для управления исполнителем в среде блочного или текстового программирования. Практические работы 1. Знакомство со средой программирования. 2. Реализация линейных алгоритмов в среде программирования. 3. Реализация циклических алгоритмов в среде программирования Раскрывать смысл Практическая https://do2.rcokoit.ru/co изучаемых понятий. работа, urse/view.php?id=41 Анализировать тестирование пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач 2 Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Практические работы 1. Создание и редактирование простого изображения с помощью Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании и https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons/ii-ialgoritmy-prinjatijareshenij Раздел 4. Информационные технологии 4.1 Тема 7. Графический редактор 3 Практическая работа; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /5kl/gl2/10.php Онлайн «Компьютерная графика». тест https://do2.rcokoit.ru/co urse/view.php?id=41 4.2 Тема 8. редактор Текстовый 6 4 инструментов растрового графического редактора. 2. Работа с фрагментами изображения с использованием инструментов графического редактора редактировании растрового изображения Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Практические работы 1. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Анализировать преимущества создания текстовых документов на компьютере по сравнению с рукописным способом Практическая https://lbz.ru/metodist/au работа; thors/informatika/3/flash Самооценка с /5kl/gl2/9.php использовани ем «Оценочного Онлайн тест листа» «Текстовая информация». Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР упражнение «Диктант» анимация «Комбинации клавиш для копирования и перемещения» анимация «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши» анимация «Поиск фразы в тексте» игра «Поиск фразы в тексте» анимация «Приемы работы с текстом» 2. Редактирование текстовых документов (проверка правописания; расстановка переносов). 3. Форматирование текстовых документов (форматирование символов и абзацев). 4. Вставка в документ изображений 4.3 Тема 9. Компьютерная презентация 3 Итого по разделу: 12 Итоговое Повторение материала тестирование. пройденного 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 1 0 Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Практические работы 1. Создание презентации на основе готовых шаблонов https://do2.rcokoit.ru/co urse/view.php?id=41 Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач Практическая https://do2.rcokoit.ru/co работа; urse/view.php?id=41 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» Тестирование, Устный опрос 6 класс 1 час в неделю, всего — 34 часа № п/п Наименование разделов и программы Количество часов тем всего контроль ные работы Дата изучения Виды деятельности 0 Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры Раскрывать смысл Тестирование изучаемых понятий. Самооценка с Характеризовать типы использовани персональных ем компьютеров «Оценочного листа» 2 Иерархическая файловая система. Файлы и папки (каталоги). Путь к файлу (папке, каталогу). Полное имя файла (папки, каталога). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). Поиск файлов средствами операционной системы. Практические работы 1. Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, Раскрывать смысл изучаемых понятий. Выполнять основные операции с файлами и папками. Находить папку с нужным файлом по заданному пути практически е работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Цифровая грамотность (4 часа) 1.1. Тема 1. Компьютер 1 1.2. Тема 2. система 2 Файловая 0 Тестирование https://do2.rcokoit.ru/co , urse/view.php?id=12 практическая работа Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР анимация «Файлы и папки» (196624) анимация «Программа «Проводник» (196653) упражнение «Манипуляции файлами» (196633) Онлайн «Компьютерные объекты». Компьютер – универсальная с тест машина для работы с информацией перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов). 2. Поиск файлов средствами операционной системы 1.3. Тема 3. Защита от вредоносных программ Итого по разделу 1 0 0 Файлы и папки Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Встроенные антивирусные средства операционных систем Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» Информационные процессы. Получение, хранение, обработка и передача информации (данных). Практические работы 1. Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст Раскрывать смысл изучаемых понятий. Приводить примеры информационных процессов в окружающем мире. Выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи. Осуществлять обработку информации по заданному алгоритму. Разрабатывать алгоритм преобразования информации Практическая https://do2.rcokoit.ru/co Самооценка с urse/view.php?id=12 использовани ем «Оценочного листа»; Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в Раскрывать смысл Письменный изучаемых понятий. опрос; Подсчитывать количество Самооценка с https://xn-h1adlhdnlo2c.xn-p1ai/lessons/cyberatacks -investigation https://digitallikbez.datalesson.ru/ 4 Раздел 2. Теоретические основы информатики 2.1. Тема 4. Информация и информационные процессы 2 2.2 Тема 5. Двоичный код 2 0 1 https://do2.rcokoit.ru/c ourse/view.php?id=12 двоичном алфавите. Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите использовани е м «Оценочного листа» Как информация представляется в компьютере или цифровые данные Двоичное кодирование числовой информации Тексты в памяти компьютера Изображение в памяти компьютера 2.3 Тема 6. Единицы измерения информации Итого по разделу 2 Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Байт, килобайт, мегабайт, гигабайт. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фото графия, запись песни, видеоклип, полнометражный фильм) Раскрывать смысл изучаемых понятий. Применять в учебных и практических задачах соотношения между единицами измерения информации. Сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и видеофайлов Среда текстового Раскрывать Тестирование , Самооценка с использовани е м «Оценочного листа» https://do2.rcokoit.ru/co urse/view.php?id=12 Единицы измерения информации 6 Раздел 3. Алгоритмизация и основы программирования 3.1. Тема 7. Основные 8 0 3 смысл Устный https://do2.rcokoit.ru/co алгоритмические конструкции программирования. Управление исполнителем (например, исполнителем Черепаха). Циклические алгоритмы. Переменные. Практические работы 1. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов. 2. Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы. 3. Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования изучаемых понятий. Выявлять общие черты и различия в средах блочного и текстового программирования. Анализировать готовые алгоритмы управления исполнителем, исправлять в них ошибки. Применять алгоритмические конструкции «следование» и «цикл» опрос; Практическая работа; Тестирование ; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; urse/view.php?id=12 Онлайн тест «Что такое алгоритм». Онлайн тест «Типы алгоритмов». Онлайн тест «Формы записи алгоритмов». https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /6kl/gl3/1.php https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /6kl/gl3/2.php https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /6kl/gl3/3.php https://lbz.ru/metodist/au thors/informatika/3/flash /6kl/gl3/4.php Ссылки на ресурсы ЕК ЦОР интерактивное задание «Алгоритм - К2» (N 193150) интерактивное задание «Работа с алгоритмом» (N 193576) Онлайн тест «Исполнители вокруг нас». Онлайн тест «Управление исполнителем Чертёжник». интерактивное задание «Ветвление - 2.1» (N 193036) интерактивное задание «Ветвление - 2.2» (N 193264) интерактивное задание «Цикл - 1.2» (N 193295) интерактивное задание «Цикл - 3.2» (N 193103) интерактивное задание «Цикл - 6.2» (N 193240) Свободное программное обеспечение исполнитель Кузнечик в системе КуМир исполнитель Чертёжник в системе КуМир 3.2. Тема Вспомогательные алгоритмы 8. 4 0 2 Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с Раскрывать смысл изучаемых понятий. Осуществлять разбиение задачи на под задачи. Анализировать работу Тестирование ; Практическая работа; Устный 3.3 Тема 9. графика Векторная 3 3 параметрами. Практические работы 1. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур). 2. Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами готовых вспомогательных алгоритмов (процедур). Самостоятельно создавать вспомогательные алгоритмы (процедуры) для решения поставленных задач опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков в документы. Практическая работы 1. Исследование возможностей векторного графического редактора. Масштабирование готовых векторных изображений. 2. Создание и Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать последовательность действий при создании векторного изображения. Сравнивать растровые и векторные изображения (цветопередача, возможности Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа» редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию). 3. Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу) масштабирования, размер файлов, сфера применения) 3.4 Тема 10. Текстовый процессор 4 3 Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Добавление таблиц в текстовые документы. Практические работы 1. Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками. 2. Создание небольших текстовых документов с таблицами. 3. Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации Раскрывать смысл изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач 3.5 Тема 3 2 Создание компьютерных Раскрывать 11. Создание Практическая работа; Устный опрос; Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; смысл Практическая https://do2.rcokoit.ru/co интерактивных компьютерных презентаций презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. Практические работы 1. Создание презентации с гиперссылками. 2. Создание презентации с интерактивными элементами Итого по разделу 12 Итоговая контрольная работа. Повторение пройденного материала 2 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 изучаемых понятий. Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства. Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач. Планировать структуру презентации с гиперссылками. Планировать структуру презентации с интерактивными элементами работа; urse/view.php?id=12 Самооценка с использовани ем «Оценочного листа»; 0 Календарно-тематическое планирование 5 класс Номер урока 1. 2. 3. 4. Тема урока Правила гигиены и безопасности при работе с элементами цифрового окружения. Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Мобильные устройства. Основные компоненты персональных компьютеров и мобильных устройств. Программы для компьютеров. Пользователи и программисты. Практическая работа «Запуск, работа и завершение работы клавиатурного тренажёра». Прикладные программы, системное программное обеспечение. Запуск и завершение работы программы. Практическая работа «Создание, сохранение и загрузка текстового и графического файла». Дата проведения План факт Практическая часть 05.09 12.09 19.09 26.09 Номер урока Тема урока 5. Имя файла (папки, каталога). Практическая работа «Выполнение основных операций с файлами и папками». Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Браузер. Правила безопасного поведения в Интернете. Аутентификация. Кибербуллинг. Поиск информации на веб-странице. Поисковые системы. Практическая работа «Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Сохранение найденной информации». Информация в жизни человека. Способы восприятия информации человеком. Компьютерное зрение. Действия с информацией. Кодирование информации. Данные — записанная (зафиксированная) информация, которая может быть обработана автоматизированной системой. Искусственный интеллект и его роль в жизни человека. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Линейные алгоритмы. Циклические алгоритмы. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. Составление программ для управления исполнителем. Практическая работа «Знакомство со средой программирования». Составление линейных программ для управления исполнителем. Практическая работа «Реализация линейных алгоритмов в среде программирования». Составление циклических программ для управления исполнителем. Практическая работа «Реализация циклических алгоритмов в среде программирования». Решение типовых задач. Решение типовых задач. Графический редактор. Растровые рисунки. Пиксель. Использование графических примитивов. Практическая работа «Создание и редактирование простого изображения». Операции с фрагментами изображения: выделение, копирование, поворот, отражение. Практическая работа «Работа с фрагментами изображения». Текстовый редактор. Правила набора текста. Текстовый процессор. Практическая работа «Создание текстовых документов». Редактирование текста. Проверка правописания. Расстановка переносов. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Дата проведения План факт Практическая часть 03.10 10.10 17.10 24.10 31.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 05.03 Номер урока 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Тема урока Дата проведения план факт Практическая часть Практическая работа «Редактирование текстовых документов» Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом. Практическая работа «Вставка в документ изображений» Компьютерные презентации. Слайд. Добавление на слайд текста и изображений. Работа с несколькими слайдами. Практическая работа «Создание презентации на основе готовых шаблонов». Итоговая контрольная работа Повторение изученного материала 12.03 26.03 02.04 09.04 16.04 23.04 07.05 14.05 Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика» 6 класс Номер урока 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Название раздела и темы Типы компьютеров Иерархическая файловая система. Файлы и папки. Практическая работа «Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы». Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы. Практическая работа «Поиск файлов средствами операционной системы». Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов. Информационные процессы. Получение, хранение, передача информации. Информационные процессы. Обработка информации Практическая работа «Преобразование информации, представленной в форме таблиц и диаграмм, в текст». Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Единицы измерения информации. Информационный объём данных. Характерные размеры файлов различных типов. Основные алгоритмические конструкции. Управление исполнителем. Дата проведения План Факт Практическая часть 07.09. 14.09 21.09 28.09 05.10 12.10 19.10 02.11 09.11 16.11 23.11 30.11 Номер урока Название раздела и темы Дата проведения План Факт Практическая часть Циклические алгоритмы. Практическая работа «Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием циклов». Переменные. Работа с переменными. Вычислительные алгоритмы. Работа с вычислительными алгоритмами. Практическая работа «Разработка программ в среде текстового программирования, реализующих простые вычислительные алгоритмы». Практическая работа «Разработка диалоговых программ в среде текстового программирования». Вспомогательные алгоритмы. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов. Практическая работа «Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования с использованием вспомогательных алгоритмов». Процедуры с параметрами. Практическая работа «Разработка программ для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием вспомогательных алгоритмов с параметрами». Векторная графика. Практическая работа «Исследование возможностей векторного графического редактора. Масштабирование готовых векторных изображений» 07.12 14.12 24. Практическая работа «Создание и редактирование изображения базовыми средствами векторного редактора (по описанию)». 29.02 25. Практическая работа «Разработка простого изображения с помощью инструментов векторного графического редактора (по собственному замыслу)». Текстовый процессор. Структурирование информации с помощью списков. Нумерованные, маркированные и многоуровневые списки. Практическая работа «Создание небольших текстовых документов с нумерованными, маркированными и многоуровневыми списками». Добавление таблиц в текстовые документы. Практическая работа «Создание небольших текстовых документов с таблицами». Практическая работа «Создание одностраничного документа, содержащего списки, таблицы, иллюстрации». 07.03 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 26. 27. 28. 29. 21.12 26.12 11.01 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 14.03 28.03 04.04 11.04 Номер урока 30. 31. 32. Название раздела и темы Дата проведения План Факт Практическая часть Создание компьютерных презентаций. Интерактивные элементы. Гиперссылки. Практическая работа «Создание презентации с гиперссылками». 18.04 Практическая работа «Создание презентации с интерактивными элементами». 02.05 23.04 09.05 33. Итоговая контрольная работа 16.05 34. Повторение пройденного материала.