родной язык 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации
Каргопольского округа Архангельской области
МОУ «Тихманьгская СШ»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО
творчески работающих
педагогов
протокол № ___
от «__» _______ 2023.

приказом директора
МОУ «Тихманьгская СШ»
Е.А. Коробицыной
№ ___ от «___» ___ 2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Родной язык»
для обучающихся 11 класса

д.Патровская 2023
1

Пояснительная записка
Примерная программа по учебному предмету «Родной язык (русский).
11 класс» для образовательных организаций Архангельской области
разработана на основе:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. №1807-1 «О
языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона №
185-ФЗ);
3. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями).
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает
поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление
национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее
средство приобщения к духовному богатству русской культуры и
литературы, основной канал социализации личности, основа формирования
гражданской идентичности в поликультурном обществе. Высокий уровень
владения родным языком определяет способность аналитически мыслить,
успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности,
умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли
других людей, извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в
мире духовно-нравственных ценностей.
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)»
предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к
внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом. Программа учебного предмета отражает
социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную
культурно-историческую обусловленность.
В курсе «Родной язык (русский)» актуализируются следующие цели:
 воспитание гражданина и патриота, осознающего роль родного
(русского) языка в жизни человека, общества, государства, способного
свободно общаться на родном (русском) языке в различных формах и на
разные темы;
 воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
2

 формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
 углубление и при необходимости расширение знаний о таких
явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах с
национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку
(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в образовательную
область «Родной язык и родная литература» и реализуется на базовом
уровне. Программа рассчитана на 17 часов.
В основу изучения курса «Родной язык (русский)» положен
текстоцентрический подход, основным типом урока при реализации данной
программы является урок развития речи, предполагающий целенаправленное
развитие всех видов речевой деятельности.
Планируемые результаты освоения курса «Родной язык (русский)»
Личностными результатами освоения программы по родному языку
(русскому) на базовом уровне являются:
1) способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, формируемая через
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа;
2) формирование уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации, являющемуся главным фактором
национального самоопределения, потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
3) воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в Российской Федерации;
4) нравственное сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
5) стремление к речевому самосовершенствованию в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности.
3

Метапредметными результатами освоения программы по родному
языку (русскому) являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
 адекватное понимание информации устного и письменного
сообщения;
 владение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
владение разными видами аудирования;
 способность извлекать информацию из различных источников,
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой;
 овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения или аудирования;
 умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и
адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.);
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе
речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
4

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в
повседневной жизни; способность использовать родной язык (русский) как
средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения посредством родного языка (русского);
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные результаты освоения программы по родному языку
(русскому) ориентированы, в первую очередь, на применение знаний, умений
и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Выпускник научится:
1) использовать языковые средства родного языка (русского) адекватно
цели общения и речевой ситуации;
2) использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон,
арго) при создании текстов;
3) создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические
тексты
определенной
функционально-смысловой
принадлежности и определенных жанров;
4) соблюдать в речевой практике основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы родного языка (русского); оценивать собственную и
чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
5) соблюдать нормы русского речевого этикета; понимать
национальную специфику русского речевого этикета (в том числе, сетевого);
6) использовать коммуникативно-эстетические возможности родного
языка (русского).
Выпускник получит возможность научиться:
1) использовать активный и потенциальный словарный запас,
использовать в речи грамматические средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке (русском) адекватно ситуации и стилю
общения;
2) анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые
средства, использованные в тексте, с точки зрения точности и уместности их
употребления;
3) комментировать авторские высказывания на различные темы (в том
числе о богатстве и выразительности родного языка);
4) использовать синонимические ресурсы русского языка для более
точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
5) сохранять стилевое единство при создании текста заданного
функционального стиля;
5

6) соблюдать культуру научного и делового общения в устной и
письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
7) оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Язык и культура
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире. Русский
язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение).
Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Образ человека в языке: словаконцепты «дух» и «душа». Ключевые слова, обозначающие мир русской
природы; религиозные представления. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.
Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о
внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных
процессах в родном языке (русском). Новые иноязычные заимствования в
современном русском языке. Словообразовательные неологизмы в
современном русском языке. Переосмысление значений слов в современном
русском языке.
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Типичные
акцентологические
ошибки
в
современной
речи.
Отражение
произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в
произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских
писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический
анализ текста.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Отражение
вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках
Условия успешной коммуникации. Этика и этикет в деловом общении.
Этика и этикет в электронной среде общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
6

Понятие речевого (риторического) идеала. Пути становления и истоки
русского речевого идеала в контексте истории русской культуры.
Основные риторические категории и элементы речевого мастерства.
Понятие эффективности речевого общения.
Монолог и диалог как формы речевого общения. Структура
публичного выступления. Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк,
парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор,
дискуссия, полемика.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях.
Текст как единица языка и речи
Текст в лингвокультурологическом аспекте. Признаки текста.
Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Анализ теста.
Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Выписки.
Реферат. Использование графиков, диаграмм, схем и пр. для представления
информации.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи.
Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение.
Официально-деловой стиль. Основные признаки официально-делового
стиля. Резюме, автобиография, деловое письмо.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи. Анекдот,
шутка.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия.
Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной
речи.
Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном
произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.
Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды
тропов,
их
использование
мастерами
художественного
слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Тематическое планирование
№
п/п
1
2

Наименование темы
Язык и культура (3 часа)
Русский язык в Российской Федерации и современном
мире. Ключевые слова (концепты) русской культуры
Развитие языка. Внешние и внутренние факторы
языковых изменений.
Культура речи (4 часа)

Количество
часов
1
2

7

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12.
13
14

Основные
нормы
родного
языка
(русского):
орфоэпические и лексические нормы.
Основные
нормы
родного
языка
(русского):
грамматические нормы.
Успешная коммуникация. Этика и этикет в деловом
общении.
Этика и этикет в электронной среде общения.
Речь. Речевая деятельность. Текст (10 часов)
Русский речевой идеал в контексте истории русской
культуры.
Монолог и диалог как формы речевого общения. Русский
язык в Интернете.
Текст в лингвокультурологическом аспекте
Виды преобразования текста
Научный
стиль
речи.
Учебно-научный
стиль.
Официально-деловой стиль.
Разговорная речь. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Использование средств
публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы

1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
2
2

Поурочное планирование
№
Тема Русский язык в Российской Федерации и
урока современном мире. Ключевые слова (концепты)
русской культуры
1
Развитие языка. Внешние и внутренние факторы яз
Развитие языка.
2
. Внешние и внутренние факторы языковых
изменений.ыковых изменений
3
Основные нормы родного языка (русского):
орфоэпические и лексические нормы.
4
Основные нормы родного языка (русского):
грамматические нормы.
5
Успешная коммуникация. Этика и этикет в
деловом общении.
6
Этика и этикет в электронной среде общения.
7
Русский речевой идеал в контексте истории
русской культуры.
8
Монолог и диалог как формы речевого общения.
Русский язык в Интернете.
9
Текст в лингвокультурологическом аспекте.
10
Текст в лингвокультурологическом аспекте
11
Виды преобразования текста
8

12
13
14
15
16
17

Научный стиль речи. Учебно-научный стиль.
Официально-деловой стиль.
Разговорная речь. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи.
Развитие речи. Использование средств
публицистического стиля в собственной речи.
Язык художественной литературы
Язык художественной литературы

9

Приложения
Примерные темы проектных и исследовательских работ
 Искусство вести беседу.
 Телевидение и литература: что окажется сильнее.
 Как влияют социальные сети на язык.
 Край родной в легендах и преданиях.
 Причины заимствования в современном русском языке.
 Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
 Синтаксическая
синонимия
как
источник
богатства
и
выразительности русской речи.
 Структурные особенности русских метафор.
 Средства
речевой
выразительности
в
различных
типах
политического текста (на материале предвыборных публикаций).
 Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.
 Сетевой знак @ в разных языках.
 Слоганы в языке современной рекламы.
 Являются ли жесты универсальным языком человечества?
 Роль «ников» в интернете.
 Язык как отражение национального характера.
 Языковой портрет ученика нашей школы.
 Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий и др.

10

Аннотированный список литературы
Баранова М. П. Технологические карты занятий МДК "Основы смыслового
чтения" [Текст] / М. П. Баранова // Мастер-класс: прил. к журн. "Методист". 2017. - № 2. - С. 30-32.
Тема: Конспектирование при чтении и подготовке к сообщению.
Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного
экзамена по русскому языку: концептуальный подход [Текст] / В. В.
Гаврилов // Рус. яз. в шк. - 2019. - № 2. - С. 35-40. - Библиогр. в конце ст.
Методика выделения проблемы в тексте, используя концептуальный анализ.
Автор характеризует концептуальный анализ и его основные принципы и
предлагает анализ конкретного текста с использованием предложенной
методики.
Левушкина О. Н. "Язык - родной очаг": учим пониманию текста на уроке
русского языка [Текст] / О. Н. Левушкина // Рус. яз. в шк. - 2016. - № 7. - С. 710. - Библиогр. в конце ст.
Урок строится на сопоставлении двух стихотворных произведений: «Изба»
Ксении Некрасовой и «У очага» Расула Гамзатова.
Леонтьева Т. Н. Чем богат текст? [Электронный ресурс] / Т. Н. Леонтьева //
Рус. яз.: Первое сент. - 2018. - № 1-2. - С. 23-25.
Работа с отрывками из романа современного автора, известного писателя
Алексея Иванова «Золото бунта». Текст изобилует неожиданными
тропами, а наряду с ними соседствует выразительная лексика мастеровых
– профессионализмы и диалектизмы.
Литвинюк Н. В. Технологические карты занятий МДК "Основы смыслового
чтения" [Текст] / Н. В. Литвинюк, Л. И. Петрова, Л. Ю. Тюкавкина // Мастеркласс: прил. к журн. "Методист". - 2017. - № 2. - С. 33-36.
Тема: Свёртывание и развёртывание текста.
Петрачкова Ю. В копилку методических хитростей [Электронный ресурс]
/ Ю. Петрачкова // Литература: Первое сент. - 2018. - № 5-6. - С. 33-34.
Предложено несколько способов анализа текста на уроках литературы.
Например, учитель приносит на урок различные предметы. Задание будет
таким: почему все эти предметы оказались вместе, объясните, как это
связано с текстом изучаемого произведения.
Если на уроке работают с текстом большого объёма, учитель использует
задания с опорными словами.
11

Соколова В. А. Учим школьников "жить в слове" [Текст] : (от слова к
тексту) / В. А. Соколова // Рус. яз. в шк. . - 2015. - № 10. - С. 33-35.
Автор статьи предлагает серию упражнений по всестороннему языковому
развитию обучающихся (от заданий, направленных на совершенствование
артикуляции, до приёмов, посвящённых анализу текста и созданию
собственного высказывания).
Трегубова И. Г. Приёмы анализа лирического произведения [Текст] / И. Г.
Трегубова // Мастер-класс: прил. к журн. "Методист". - 2016. - № 6. - С. 4149.
Фрагменты уроков по творчеству поэтов Серебряного века.
Лингвистический анализ стихотворения Н. Гумилёва «Телефон»: урокмастерская.
Анализ стихотворения О. Мандельштама «В Петрополе прозрачном мы
умрём..»: урок-открытие.
Анализ стихотворения А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…»:
урок в технологии развития критического мышления.
Уроки можно проводить с определёнными доработками в любом классе
средней школы.
Хиврич Н.А. Использование приёма ключевых слов в системе урока
литературы для формирования смысловых компетенций учащихся [Текст] /
Н.А. Хиврч // Методист. – 2019. - № 2. – С. 59-61. - Библиогр. в конце ст.
В статье представлен опыт использования приёма ключевых слов,
традиционного при анализе художественного произведения. На примере
отдельных фрагментов урока литературы можно увидеть, как работа над
ключевыми словами с первого этапа и до последнего помогает одновременно
и ученику, и учителю: учителю, который опирается на ключевые словасигналы, отобрать и представить учебный материал, учащимся успешно
ответить на все проблемные вопросы занятия.

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».