10 обществознание

Министерство Просвещения РФ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Каргопольского округа Архангельской
области
МОУ «Тихманьгская СШ»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО

приказом директора

творчески работающих

МОУ «Тихманьгская СШ»

педагогов протокол №___

Е.А.Коробицыной

от«__»____________2023г.

№____ от «___»
______________2023г.

Рабочая программа учебного курса
по обществознанию для 10 класса
на 2023 - 2024 учебный год

д. Патровская
2023 г.

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2012г. и
авторской программы «Обществознание» 10 класс, базовый уровень, используемый
учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов
Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2014). и др., напечатанной в
сборнике
«Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание. 6-11
классы»- М.: «Просвещение», 2012 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет цели
обучения по данному предмету в старшей школе на профильном уровне, требования к
результатам обучения и освоения курса, место предмета в Базисном учебном
(образовательном) плане.
Место предмета в базисном учебном плане.
Обществознание в 10 классе изучается на базовом уровне . Рабочая программа
рассчитана на один год обучения в 10 классе, 68 учебных часа из расчета 2 учебных часа в
неделю.
Основные задачи курса.
Изучение обществознания на базовом уровне в 10 классе направлено на достижение
следующих целей:
- воспитание гражданской позиции юношества, основанной на идеях патриотизма,
гордости за достижения страны в различных областях жизни, уважения к традициям и
культуре общества; активному участию в процессах инновационных преобразований и
модернизации нашей страны;
- развитие личности в период ранней юности, а также формированию ее духовнонравственных позиций и приоритетов, правового сознания, политической культуры,
экономического образа мышления, способности к предстоящему самоопределению в
различных областях жизни: семейной, трудовой, профессиональной;
- освоение системы знаний о различных видах деятельности людей, об обществе и его
сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых человеку и
гражданину для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных
социальных ролей;
- овладение основами ряда общественных наук, элементами научной методологии для
успешного продолжения
образования по направлениям социально-гуманитарной
подготовки в высшей школе;
- овладение умениями получать социальную (в том числе экономическую и правовую)
информацию из различных (в том числе неадаптированных) источников, преобразовывать
ее и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных
ситуаций, сопоставлять различные точки зрения,
теоретические подходы,
формулировать и обосновывать собственную позицию по спорной и актуальной
проблеме;
- расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- обогащение опыта применения полученных знаний и умений в различны областях
общественной жизни: гражданской и общественной деятельности, сферах
межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.
Программа реализуется в условиях классно-урочной системы обучения и
предусматривает проведение традиционных уроков с использованием разнообразных
форм организации учебного процесса и внедрением современных педагогических
технологий и методов обучения.
2

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Раздел 1. Человек в обществе (20 ч.)
Что такое общество. Общество как сложная система. Динамика общественного
развития. Социальная сущность человека. Деятельность – способ существования людей.
Познавательная и коммуникативная деятельность. Свобода и необходимость в
деятельности человека. Современное общество. Глобальная угроза международного
терроризма. Обобщение по теме: «Человек в обществе». Тест 1 по теме: «Человек в
обществе».
Раздел 2. Общество как мир культуры (16 ч.)
Духовная культура общества. Духовный мир личности. Мораль. Наука и образование.
Религия и религиозное образование. Искусство. Массовая культура. Обобщение по теме :
« Общество как мир культуры». Тест 2 « Общество как мир культуры».
Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (32 ч.)
Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм.
Источники права. Правоотношения и правонарушения. Предпосылки правомерного
поведения. Гражданин Российской Федерации. Гражданское право. Семейное право.
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Экологическое право.
Процессуальные отрасли права. Конституционное судопроизводство. Международное
защит прав человека. Правовые основы антитеррористической политики Российского
государства. Человек в XXI в. Обобщение по теме:
«Правовое регулирование
общественных отношений». Тест 3 «Правовое регулирование общественных отношений».
Повторительно-обобщающие урок по курсу обществознания. Контрольная работа.

Тип урока
УИНМ
УЗИМ
УПЗУ
УОСЗ
УФУН
КУ

Урок изучения нового материала
Урок закрепления изученного
материала
Урок применения знаний и умений
Урок обобщения и систематизации
знаний
Урок формирования умений и
навыков.
Комбинированный урок

Форма контроля
ИЗ
УО

Индивидуальное задание
Устный опрос

ФО
СР

Фронтальный опрос
Самостоятельная работа

ОДЗ

Опрос домашнего задания

ТО

Теоретический опрос

3

4

Календарно-тематическое планирование
№

Наименование разделов, тем уроков

Тип
Требования к уровню подготовки
урока
Раздел 1. Человек в обществе (20 ч.)

1-2

Что такое общество

УОНМ

3-4

Общество как сложная система

КУ

5-6

Динамика общественного развития

КУ

7-8

.Социальная сущность человека

КУ

9-10

Деятельность – способ существования людей.

КУ

11-12

Познавательная и коммуникативная
деятельность

КУ

Уметь: высказывать свое мнение,
работать с текстом учебника, отвечать
на поставленные вопросы, давать
определение понятий
Знать: основные положения урока.
Уметь: анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
Знать: основные положения урока.
Уметь: анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
Знать: основные положения урока.
Уметь: анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
Знать:
- что такое деятельность;
- что такое потребности;
- иерархическую теорию потребностей.
Уметь:
- характеризовать черты деятельности;
- определять мотивы деятельности;
Знать:
- что такое деятельность;
- что такое потребности;
- иерархическую теорию потребностей.
Уметь:
- характеризовать черты деятельности;
- определять мотивы деятельности;
- раскрывать на примерах

Вид
контроля

Пособи
я

Час
ы

ФО

20
2

ОДЗ

2

ОДЗ

2

ОДЗ

2

ФО, ОДЗ

таблица

ОДЗ

2

2

5

многообразие видов деятельности;
определять взаимосвязь деятельности
и сознания
Знать:
- что такое общение;
- виды общения
Уметь:
- характеризовать черты деятельности;
- определять функции общения;
- раскрывать на примерах
многообразие видов общения;
-определять взаимосвязь деятельности
и сознания
Знать: основные положения урока.
Уметь: анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
Знать: понятие терроризм.

13-14

Свобода и необходимость в деятельности
человека.

КУ

15-16

Современное общество

КУ

17-18

Глобальная угроза международного
КУ
терроризма
Обобщение по теме: «Человек в обществе».
УПКЗУ
Тест 1 по теме: «Человек в обществе».
Раздел 2. Общество как мир культуры (16 ч.)
Знать: основные положения урока.
Духовная культура общества.
УИНМ
Уметь : анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
Духовный мир личности.
КУ
Мораль.
КУ
Уметь: высказывать свое мнение,
работать с текстом учебника, отвечать
на поставленные вопросы, давать
определение понятий
Знать: основные положения урока.
Наука и образование.
КУ
Уметь : анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы
Религия и религиозное образование.
КУ

19-20

21-22
23-24
25-26

27-28
29-30

ОДЗ

2

ФО, ОДЗ

2

ОДЗ

2

ИК

2

ИК

16
2

ОДЗ
ОДЗ

2
2

ФО, ОДЗ

2

ФО

таблица

6

2

31-32

Искусство.

КУ

33-34
35-36

Массовая культура.
Обобщение по теме : « Общество как мир
культуры».

КУ
УПКЗУ

37-38

Современные подходы к пониманию права.

39-40

Право в системе социальных норм.

41-42

Источники права.

Знать: основные положения урока.
Уметь анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы

ФО, ОДЗ

2

ОДЗ
ИК

2
2

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (32 ч.)
32
УОНМ
Уметь: высказывать свое мнение,
ОДЗ
работать с текстом учебника, отвечать
на поставленные вопросы, давать
определение понятий
КУ
ОДЗ
таблица

КУ

Знать:
- чем отличаются подходы к определению
права;
- роль системы права в регулировании
общественных отношений;
- общее в морали и праве;
- что представляют собой социальные
нормы и каково их видовое разнообразие.
Уметь:
- объяснять, в чем заключается
взаимосвязь права и закона и какие
существуют между ними различия;
- разъяснять сущность права, а
также различные его значения; уметь
правильно употреблять понятие «право»
в вариативных контекстах
Уметь:
- пояснить систему права, раскрывая
сущность основных отраслей российского
права;
- определить, нормами каких отраслей
права регулируется определенная

ФО

2

2

2

7

43-44

Правоотношения и правонарушения.

КУ

45-46

Предпосылки правомерного поведения.

КУ

47-48

Гражданин Российской Федерации.

КУ

49-50

Гражданское право.

КУ

жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного
поведения участников правоотношений
Знать определения основных понятий
темы. Уметь:
- разъяснять сущность таких понятий, как
«правосознание» и «правовая культура»
личности;
- раскрывать важнейшие признаки
правоотношений;
определять особенности правонарушений;
- объяснять различия между проступком и
преступлением;
- называть главные черты юридической
ответственности;
- объяснять основные цели деятельности
судебной системы
Знать:
- что такое правосознание;
- каким образом взаимодействует право и
правосознание;
- что такое правомерное поведение и его
признаки. Уметь:
- характеризовать основные элементы
правосознания;
объяснять предпосылки правомерного
поведения;
- объяснять, каково соотношение
правосознания, правомерного поведения и
правовой культуры

Знать: основные положения урока.
Уметь : анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы.
Уметь: пользоваться гражданским
кодексом.

ОДЗ

2

ОДЗ

2

ФО, ОДЗ

Констит
уция РФ

2

ОДЗ

Граждан
ский
кодекс

2

8

51-52

Семейное право.

КУ

53-54

Правовое регулирование занятости и
трудоустройства.

КУ

55-56

Экологическое право.

КУ

57-58

Процессуальные отрасли права.

КУ

59-60
61-62
63-64

Конституционное судопроизводство.
Международное защит прав человека.
Правовые основы антитеррористической
политики Российского государства.

КУ
КУ
КУ

65-66
67

Человек в XXI в.
КУ
Обобщение по теме: «Правовое регулирование УПКЗУ
общественных отношений». Тест 3 «Правовое
регулирование общественных отношений».
Повторительно-обобщающие урок по курсу
УЗИМ

68

обществознания. Промежуточная аттестация по
курсу.

Уметь: высказывать свое мнение,
работать с текстом учебника, отвечать
на поставленные вопросы, давать
определение понятий
Знать: основные положения урока.
Уметь : анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы.
Уметь: пользоваться Федеральными
законами
Знать: основные положения урока.
Уметь : анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы.
Знать: основные положения урока.
Уметь : анализировать, делать
выводы, отвечать на вопросы.

ПО

Семейн
ый
кодекс

ОДЗ
ФО, ОДЗ

ОДЗ

2

2
ФЗ по
экологи
ческому
праву
таблица

2

2

ОДЗ
ИК
ФО

2
2
2

ФО, ОДЗ
ИК

2
2

СР

2

9

Литература
Методические и учебные пособия
•

Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 2012. Лоскутова М.В. Устная история:
Методические рекомендации по проведению исследования. - СПб.

•

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 кл. - М.: ООО «ТИД «Русское слово РС», И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и
контрольные задания.

•

Тесты по обществознанию: пособие для подготовки к ЕГЭ, выпускному и вступительному
тестированию. - М.: ИКЦ «МарТ»,

•

Обществознание в таблицах и схемах: 10-11 класс. -М.: Астрель,2013

•

Политика. Право. Граждановедение Школьный практикум 9-11 классы. - М.: Дрофа,2011.

Планирование составлено на основе «Обществознание. 10 класс» (авторов
Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2014).
Дополнительная литература
1) ЕГЭ-2014: Обществознание: самые новые реальные задания /авт.-сост. О.А. Котова,
Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
2) Рутковская Е.Л., Котова О.А., Лискова Т.Е. Отличник ЕГЭ. Обществознание.
Решение сложных заданий /ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2014.
3) Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. ЕГЭ. Обществознание. Практикум по
выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: Учебно-методическое пособие. – М.
Издательство «Экзамен», 2014.
4) А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова, Е.Л. Рутковская, ЕГЭ. Обществознание.
Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ – М. Издательство «Экзамен», 2014.
5) ЕГЭ 2014. Федеральный банк экзаменационных материалов /Сост. Е.Л. Рутковская,
О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова, Т.Е. Лискова. М.:Эксмо, 2014.
6) Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2014:
Обществознание /авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
7) Аверьянова Г.И. ЕГЭ 2014. Обществознание. Тематические тренировочные
задания. – М.: Эксмо, 2014г

10

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».