МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Каргопольского округа
Архангельской области
МОУ «Тихманьгская СШ»
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
творчески работающих
педагогов
протокол № ___
от «_____» ________2023
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «Тихманьгская СШ»
Е.А.Коробицыной
№ _____ от « __» ___________2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Проектная деятельность»
для обучающихся 7 класса
д. Патровская 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
полностью
соответствует
Федеральному
государственному
образовательному
стандарту
основного
общего
образования (ФГОС ООО), основной образовательной программе школы
(ООП ООО).
Рабочая программа подготовлена для обучающихся 7 класса и направлена на
развитие метапредметных умений, с учетом возрастных особенностей
школьников. Необходимость введения курса определяется современными
требованиями в рамках ФГОС к обучающемуся в части исследовательской
грамотности.
Цель
программы: создание
условий
для
успешного
обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.
освоения
Задачи программы:
формировать представление об исследовательском обучении как
ведущем способе учебной деятельности;
обучать специальным знаниям,
самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
развивать познавательные потребности и способности, креативность,
развивать коммуникативные навыки (партнерское общение);
формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование);
формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои
интересы и делать осознанный выбор.
необходимым
для
проведения
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки
самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать
проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой
сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными
терминами в той области знания, в которой проводиться исследование;
навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире;
умения оформлять доклад, исследовательскую работу, проект.
РАЗДЕЛ 1: ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и
самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного
способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебного
предмета;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.
интереса
к
новым
общим
Регулятивные
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу
его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации с использованием
учебной литературы и в открытом информационном пространстве,
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),
контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об
окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью
инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге
явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение,
причинно-следственных связей.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включающее
установление
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить
монологическое
сообщение,
владеть
диалогической
формой
коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и
дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек
зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание,
владеть диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации
деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
РАЗДЕЛ 2: СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Что такое проект.
собственной
Понятие о проектах и исследовательской деятельности обучающихся.
Важность исследовательских умений в жизни современного человека.
Презентация исследовательских работ обучающихся.
Понятия: проект, проблема, информация
Способы мыслительной деятельности (7 часов)
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении
собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Как мы познаём мир.
Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты.
Игры на внимание.
Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт.
Удивительный вопрос.
Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди
загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Понятия: вопрос, ответ.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ.
Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные
действия. Игра «Найди причину».
Понятия: гипотеза, вопрос, ответ.
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями
и словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с
электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной
Оформление списка использованных электронных источников.
литературы.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (9 часов)
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора
темы исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме.
Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого
процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы
исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции,
необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез,
сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом
исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об
открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в
точности предмет”.
Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых
сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки,
значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской
деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
суждения,
умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои
действия и делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор
главного. Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное.
Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация проводится в
форме тестирования по пройденному материалу.
РАЗДЕЛ 3: КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
№
п/п
в
разделе
Наименование разделов, тем
Количество
часов
Дата
План
Введение (1час)
1.
1.
Что такое проект.
1
Способы мыслительной деятельности (7 часов)
2
1.
Что такое проблема.
1
3
2.
Как мы познаём мир.
1
4
3.
Удивительный вопрос.
1
5
4.
Понятие о гипотезе. Её значение в
исследовательской работе.
1
6
5.
Учимся выдвигать гипотезы.
1
7
6.
Источники информации.
1
8
7.
Работа с источниками информации.
1
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (9 часов)
9
1.
Выбор темы исследования.
1
10
2.
Цели и задачи исследования.
1
11
3.
Методы исследования.
1
12
4.
Мыслительные операции.
1
13
5.
Что такое исследовательский поиск.
1
14
6.
Сбор материала для исследования.
1
15
7.
Анализ и синтез. Суждения,
умозаключения, выводы.
1
16
8.
Промежуточная аттестация.
1
17
9.
Коррекция знаний. Итоговое занятие.
1
Факт