Черчение 8 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Каргопольского округа
Архангельской области
МОУ «Тихманьгская СШ»

РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
творчески работающих
педагогов
протокол № ___
от «_____» ________2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МОУ «Тихманьгская СШ»
Е.А.Коробицыной
№ _____ от « __» ___________2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 8 класса

д. Патровская 2023

Раздел I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Черчению» для 8 класса составлена на основе Федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования, программы основного
общего образования с учётом требований стандартов ФГОС.
Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к
обучению «Черчению»:


Развитие инновационной творческой деятельности в процессе решения
прикладных задач.



Овладение методами проектной деятельности, решения творческих задач,
моделирования, конструирования.



Овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации.



Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
предметам для решения прикладных учебных задач.



Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, и их востребованностью на рынке труда.



Приобщение школьников к графической культуре – совокупности
достижений человечества в области освоения графических способов передачи
информации

Раздел II

Общая характеристика учебного предмета
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный
курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает
школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии
современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в
работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно
воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению
задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в

черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент,
позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в
нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

Раздел III
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение «ЧЕРЧЕНИЯ» в 8 (9) классе – 34 часа.
Данная рабочая программа предусматривает изучение «Черчения» в 8 классе с расчётом на 34
часа (1 час в неделю).
Направленность курса на развитие технического мышления, пространственных
представлений, а также способностей познания техники с помощью графических изображений,
создает условия и для реализации надпредметной функции, которую «Черчение» выполняет в
системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность
совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются
на политехнической подготовке (ознакомлении учащихся с основами производства), развитии
конструкторских способностей, установлении логической связи черчения с другими
предметами политехнического цикла, выражающейся, в частности, в повышении
требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики,
химии, труда. В результате этого совершенствуется общая графическая грамотность учащихся,
развивается навык самостоятельной работы со справочной и специальной литературой для
решения возникающих проблем. Творческая деятельность создает условия для развития
творческого мышления, креативных качеств личности учащихся.

Раздел IV
Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к
саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность
основ российской, гражданской идентичности:


патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России;



осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;



готовность и способность обучающихся к саморазвитию
самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию;



готовность и способность обучающихся к формированию ценностно-смысловых
установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению и мировоззрению; формированию коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной и творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни
человека и общества.

и

личностному

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по
Изобразительному искусству основного общего образования должны отражать:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 владение основами самоконтроля, самооценки;
 умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать
свое мнение.

Предметные результаты представляют собой освоенный обучающимися опыт
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также
систему основополагающих элементов научного знания:
 приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в
области освоения графических способов передачи информации;
 развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
 развитие визуально – пространственного мышления;
 приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том
числе базирующихся на ИКТ;
 формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Предметный результат выпускника 8 (9) класса:
Учащиеся должны знать:

1.


об истории зарождения графического языка и основных этапах развития чертежа;



об использовании компьютеров и множительной аппаратуры в создании и
изготовлении конструкторской документации;



о форме предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции) и
положении предметов в пространстве;



о видах изделий, конструктивных элементах деталей и составных частях
сборочной единицы;



о правилах оформления чертежей;



о методах проецирования;



о видах соединений;



о чертежах различного назначения.

2.
К концу 8
навыками:

класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и



правильно пользоваться чертежными инструментами;



выполнять геометрические построения;



наблюдать и анализировать форму несложных предметов;



выполнять технический рисунок;



выполнять технические чертежи несложной формы, выбирая необходимое
количество видов, в соответствии с ГОСТами ЕСКД;



читать чертежи несложных изделий;



осуществлять преобразование простой геометрической формы детали с
последующим выполнением чертежа видоизмененной детали;



изменять положение предмета в пространстве относительно осей координат;



применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием.

Формируемые на уроках черчения УУД:
Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке;
Учиться работать по предложенному учителю плану;
Учиться отличать выполненное задание от неверного
Познавательные: Ориентироваться в системе знаний;
Делать предварительный отбор источников информации;
Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник;
Перерабатывать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной темы в другую
Коммуникативные: Уметь пользоваться основными понятиями по черчению;
Донести свою позицию до собеседника;
Оформить свою мысль в устной или письменной форме;
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
Уметь выразительно читать;
Уметь согласованно работать в группе

Раздел V.I.

Содержание учебного предмета и календарное планирование
№

Раздел

Количество часов

1

Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

5

2

Чертежи в системе прямоугольных проекций

4

3

Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

4

4

Чтение и выполнение чертежей.

10

5

Сечения и разрезы

5

6

Сборочные чертежи

4

7

Чтение строительных чертежей.

2

Итого часов

34

Перечень контрольных (графических и практических) работ
№
п/п

Темы графических работ

Кол.
час.

Вид контроля

1

Линии чертежа.

1

2

Чертеж плоской детали.

1

Графическая работа № 2.

3

Моделирование по чертежу.

1

Практическая работа № 3.

4

Чертежи и аксонометрические проекции предметов.

1

Графическая работа № 4.

5

Построение третьего вида по двум заданным.

1

Графическая работа № 5.

6

Чертеж детали (с использованием геометрических
построений, в том числе и сопряжений).

1

Графическая работа № 6

7

Чтение чертежей.

1

Графическая работа № 7.

8

Выполнение чертежа детали
преобразованием его формы.

1

Графическая работа № 8

9

Эскиз и технический рисунок детали

1

Графическая работа № 9.

10

Выполнение эскизов деталей
элементов конструирования.

1

Графическая работа № 10.

11

Выполнение чертежа предметов

1

Графическая работа № 11.

в

трех

с

видах с

включением

Графическая работа № 1

12

Эскиз детали с выполнением сечения.

1

Графическая работа № 12.

13

Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

1

Графическая работа № 13.

14

Чертеж детали с применением разреза

1

Графическая работа № 14.

15

Чтение чертежей.

1

Практическая работа № 15.

16

Эскиз с натуры.

1

Графическая работа № 16.

17

Чертежи резьбового соединения

2

Графическая работа № 17.

18

Чтение сборочных чертежей.

1

Графическая работа №18.

19

Деталирование.

1

Практическая работа № 19.

20

Решение
творческих
конструирования.

1

Практическая работа № 20.

21

Чтение строительных чертежей

1

Практическая работа № 21.

22

Выполнение чертежей детали по чертежу сборочной
единицы.

1

Графическая работа № 22.

задач

с

элементами

Раздел V.II.

Краткие аннотации содержания каждой темы

Содержание

Тема 1.

Техника выполнения чертежей и правила их
оформления.

Краткая аннотация Графический язык и его роль в передаче информации о
предметном мире. Чертеж как основной графический документ.
Инструменты, принадлежности и материалы. Организация
рабочего места.
Понятия о стандартах. Формат. Рамка. Масштаб.
Историю возникновения чертежа.
Обучающиеся
Понятие стандарты. Форматы. Масштабы. Правила начертания
должны знать
рамки и композицию листа.
Подготовить лист для построения чертежа.
Обучающиеся
должны уметь
Содержание
Тема 2.
Чертежи в системе прямоугольных проекций.
Краткая аннотация Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на
три плоскости. Виды чертежа. Размеры на чертеже. Правила
оформления чертежа. Эскизы.
Способы проецирования предметов.
Обучающиеся
Правила оформления чертежа.
должны знать
Правила построения видов чертежа.
По аксонометрической проекции предмета построить комплексный
Обучающиеся
чертеж. Выбрать необходимое количество видов. Правильно
должны уметь
оформить чертеж (размеры, надписи, рамка).

Содержание
Тема 3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок.
«Аксонометрические
проекции».
Построение
Краткая аннотация Понятие
прямоугольной
изометрической
проекции
объемных
геометрических тел. Элементы преобразования формы предмета.
Технический рисунок.
Способы построения прямоугольной изометрической проекции
Обучающиеся
геометрических тел. Способы преобразования формы предмета.
должны знать
Строить аксонометрические проекции основных геометрических
Обучающиеся
тел. Преобразовывать форму предмета.
должны уметь
Содержание
Тема 4.
Чтение выполнение чертежей
Общие
понятия
о форме и формообразовании предмета. Анализ
Краткая аннотация
геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения
чертежей в зависимости от анализа формы.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней, поверхностей
геометрических тел, составляющих форму предмета.
Определение необходимого и достаточного количества видов.
Выбор главного изображения и масштаба.
Нанесения размеров на чертеже.
Выполнение чертежей с использованием геометрических
построений.
Правила определения необходимого и достаточного количества
Обучающиеся
видов и разрезов. Правила построения и оформления чертежа.
должны знать
Анализировать форму предметов. Выполнять чертеж с нанесением
Обучающиеся
размеров и построением необходимых разрезов и сечений.
должны уметь
Содержание

Тема 5.

Сечения и разрезы.

Краткая аннотация Сечения и разрезы. Разрезы (вырезы) на аксонометрических
проекциях. Правила нанесения штриховки.
Виды сечений и разрезов. Правила построения сечений и разрезов
Обучающиеся
и вырезов на аксонометрических проекциях. Правила нанесения
должны знать
штриховки. Целесообразность применения сечений, разрезов,
вырезов.
Выполнять сечения и разрезы, строить вырез ¼ части детали.
Обучающиеся
должны уметь
Наносить штриховку.
Содержание

Тема 6.
Сборочные чертежи.
Краткая аннотация Общие сведения об изделии.
Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей.
Условное изображение резьбы на чертежах.
Сборочный чертеж. Штриховка сечений смежных деталей.
Деталирование. Спецификация.
Элементы конструирования.
Виды изделий (детали, сборочные единицы, комплексы).
Обучающиеся
Виды соединений.
должны знать
Правила оформления и чтения сборочных чертежей.
Читать чертежи несложных изделий.
Обучающиеся
Деталировать чертежи сборочной единицы. Применять
должны уметь
полученные знания при решении задач с творческим содержанием.
Содержание
Тема 7.
Чтение строительных чертежей.
Краткая аннотация Основные особенности строительных чертежей. Графические

изображения элементов зданий и деталей внутреннего оборудования

Обучающиеся
должны знать

Обучающиеся
должны уметь

Иметь представление об особенностях выполнений строительных
чертежей.
Правила чтения строительных чертежей.
Графические изображения элементов зданий и деталей
внутреннего оборудования
Читать и выполнять несложные строительные чертежи.
Построить план садового домика или квартиры.

Раздел VI

Тематическое (поурочное) планирование с определением основных видов
учебной деятельности
№

Тема

1

Графический язык. Чертёж. Инструменты,
материалы, принадлежности. Понятие о
стандартах. Форматы, основная надпись
чертежа.

2

Линии чертежа.

3

Чертежные шрифты.

Практическая работа

4

Нанесение размеров.

Практическая работа

5

Чертеж плоской детали.

6

Центральное и параллельное проецирование.
Прямоугольное проецирование
Проецирование на 1-3 плоскости проекций
Расположение видов на чертеже. Местные
виды.
Моделирование по чертежу

Практическая работа

Аксонометрические
проекции.
Плоские
фигуры.
Аксонометрические проекции плоскогранных
предметов
Аксонометрические проекции предметов,
имеющих круглые поверхности
Технический рисунок
Анализ геометрической формы предмета.
Проекции вершин, граней и ребер предмета.
Построение проекций точек на поверхности
предмета.
Порядок построения видов на чертежах.
Построение третьего вида.
Нанесение размеров с учётом формы
предмета

Практическая работа

7
8
9

10
11
12
13
14
15
16
17
18

Вид контроля
Практическая работа

Графическая работа № 1

Графическая работа № 2

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
№ 3.

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Графическая работа № 4

Практическая работа

Графическая работа № 5
Практическая работа

19

Геометрические построения.

20

Сопряжения

Практическая работа

21

Чтение чертежей.

Практическая работа
№7

22

Выполнение чертежа предмета в трех видах с
преобразованием его формы.

Графическая работа № 8

23

Эскизы деталей

Графические работы
№ 9-11

24

Общие сведения о сечениях и разрезах.
Сечения
Разрезы. Местные разрезы. Тонкие стенки и
спицы на разрезе.
Соединение вида и разреза.
Вырезы на аксонометрических проекциях.
Определение
необходимого
количества
изображений.

Графическая работа № 12

Практическая работа

Графическая работа № 14

Практическая работа

Сборочные чертежи. Виды соединений
деталей. Изображение и обозначение резьбы.
Чертежи
болтовых
и
шпилечных
соединений.Чертежи
шпоночных
и
штифтовых соединений.
Сборочные чертежи. Чтение сборных
чертежей
Деталирование

Графическая работа № 16

Практическая работа

Графическая работа № 17

Практическая работа

Графическая работа № 18

Практическая работа

Графическая работа № 19

Практическая работа
№ 20
Практическая работа
№ 21

25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

Чтение
строительных
чертежей.
Промежуточная аттестация.
Итоговый урок по предмету черчение.

Графическая работа № 6

Графическая работа № 13.
Практическая работа
Графическая работа № 15

Графическая работа № 22

Раздел VII

Проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся
Важной и необходимой частью учебно-воспитательного процесса является учет успеваемости
школьников. Проверка и оценка знаний имеет следующие функции: контролирующую,
обучающую, воспитывающую, развивающую.
В процессе обучения используется текущая и итоговая форма проверки знаний, для
осуществления которых применяется устный и письменный опрос, самостоятельные
графические работы.
Главной формой проверки знаний является выполнение графических работ. Программой по
черчению предусмотрено значительное количество обязательных графических работ, которые
позволяют учителю контролировать и систематизировать знания учащихся программного
материала. Одна из обязательных графических работ является контрольной.
Контрольная работа даёт возможность выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков
учащихся, приобретённых за год или курс обучения черчению; самостоятельная работа
позволяет судить об их уровне по отдельной теме или разделу программы.

Знания и умения учащихся оцениваются по пяти бальной системе. За графические работы
выставляются две оценки, за правильность выполнения и качество графического оформления
чертежа.
Для обеспечения хорошего качества проверки графических работ, вести её целесообразно по
следующему плану:
1. Проверка правильности оформления чертежа (выполнение рамки, основной надписи,
начертание букв и цифр чертёжным шрифтом, нанесение размеров).
2. Проверка правильности построения чертежа (соблюдение проекционной связи,
применение типов линий согласно их назначению, полнота и правильность ответа).
После проверки необходимо выявить типичные ошибки, допущенные учащимися, и наметить
пути ликвидации пробелов в их знаниях.
Программой определены примерные нормы оценки знаний и умений, учащихся по черчению.
При устной проверке знаний оценка «5» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов по их изображениям
и твёрдо знает правила и условности изображений и обозначений;
б) даёт чёткий и правильный ответ, выявляющий понимание учебного материала и
характеризующий прочные знания; излагает материал в логической последовательности с
использованием принятой в курсе черчения терминологии;
в) ошибок не делает, но допускает оговорки по невнимательности при чтении чертежей,
которые легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) овладел программным материалом, но чертежи читает с небольшими затруднениями
вследствие ещё недостаточно развитого пространственного представления; знает правила
изображений и условные обозначения;
б) даёт правильный ответ в определённой логической последовательности;
в) при чтении чертежей допускает некоторую неполноту ответа и незначительные ошибки,
которые исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) основной программный материал знает нетвёрдо, но большинство изученных условностей
изображений и обозначений усвоил;
б) ответ даёт неполный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопросов;
в) чертежи читает неуверенно, требует постоянной помощи учителя (наводящих вопросов) и
частичного применения средств наглядности.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного
материала;

б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не может исправить даже с
помощью учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного
материала.
При выполнении графических и практических работ оценка «5» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, тщательно и своевременно выполняет графические и практические работы и
аккуратно ведёт тетрадь; чертежи читает свободно;
б) при необходимости умело пользуется справочным материалом;
в) ошибок в изображениях не делает, но допускает незначительные неточности и описки.
Оценка «4» ставится, если ученик:
а) самостоятельно, но с небольшими затруднениями выполняет и читает чертежи и
сравнительно аккуратно ведёт тетрадь;
б) справочным материалом пользуется, но ориентируется в нём с трудом;
в) при выполнении чертежей допускает незначительные ошибки, которые исправляет после
замечаний учителя и устраняет самостоятельно без дополнительных объяснений.
Оценка «3» ставится, если ученик:
а) чертежи выполняет и читает неуверенно, но основные правила оформления соблюдает;
обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет несвоевременно; тетрадь ведёт
небрежно;
б) в процессе графической деятельности допускает существенные ошибки, которые исправляет
с помощью учителя.
Оценка «2» ставится, если ученик:
а) не выполняет обязательные графические и практические работы, не ведёт тетрадь;
б) читает чертежи и выполняет только с помощью учителя и систематически допускает
существенные ошибки.
Оценка «1» ставится, если ученик не подготовлен к работе, совершенно не владеет умениями
и навыками, предусмотренными программой.

Промежуточная аттестация. Промежуточная аттестация по учебному предмету
проводится в форме тестирования по пройденному материалу и выполнению
графической работы.

Раздел VIII

Перечень учебно-методического обеспечения
Методическая литература:
Для учителя:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9
классов общеобразовательных учреждений. М.:Вента-Граф , 2011.
2. Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по
специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
3. Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и
учащихся. – М.: Просвещение,1990.
4. Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений – М.: Вента- Граф, 2004.
5. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
6. Манцветова Н.В., Майнц Д.Ю., Галиченко К.Я., Ляшевич К.К. Проекционное черчение с
задачами. Учебное пособие для технических специальных вузов. – М.: Высшая школа,
1978.
7. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся:
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 8-9
классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Вента-Граф», 2010.
2. Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.:
Просвещение. 1990.
3. Селиверстов М.М., Айдинов А.И., Колосов А.Б. Черчение. Пробный учебник для
учащихся 7-8 классов. - М.: Просвещение, 1991.
4. Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. –
М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
5. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
6. Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А.
Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
7. Карточки-задания по черчению для 8 классов. Е. А. Василенко, Е. Т. Жукова, Ю. Ф.
Катханова, А. Л. Терещенко. – М.: Просвещение,1990.

Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Учебник «Черчение»;
Тетрадь в клетку формата 48 листов;
Чертежная бумага плотная нелинованная — формат А4;
Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный);
Линейка деревянная 30 см;
Чертежные угольники с углами:
1) 90, 45, 45 - градусов;
2) 90, 30, 60 - градусов.

7. Трафареты для вычерчивания окружностей и эллипсов;
8. Простые карандаши – «ТМ» («НВ»);
9. Ластик для карандаша (мягкий);
10. Инструмент для заточки карандаша.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».