МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Каргопольского округа Архангельской области МОУ «Тихманьгская СШ» РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании ШМО творчески работающих педагогов протокол № ___ от «__» _______ 2023. приказом директора МОУ «Тихманьгская СШ» Е.А. Коробицыной № ___ от «___» ___ 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов д.Патровская 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. .Целями изучения учебного курса являются: - формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; - формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом . В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю. Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение,2010г., Общее число часов, используемых для изучения ОДНКНР в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5 КЛАСС Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом»» Тема 1 . Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2 . Наш дом — Россия. Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации . Россия как общий дом . Дружба народов . Тема 3 . Язык и история. Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь. Тема 4 . Русский язык — язык общения и язык возможностей. Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5 . Истоки родной культуры . Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины . Единство культурного пространства России Тема 6 . Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовнонравственными ценностями общества. Тема 7 . Духовная культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. Тема 8 . Культура и религия . Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9 . Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний . Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10 . Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2 «Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда . Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире (практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции . Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества . Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей . Тема 18 . Духовный мир человека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19 . Личность и духовно-нравственные ценности . Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким. Тематический блок 4. Культурное единство России Тема 20 . Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений . Тема 21 . Литература как язык культуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману . Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22 . Взаимовлияние культур. Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. При меры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Тема 24 . Регионы России: культурное многообразие. Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества. Тема 25 . Праздники в культуре народов России. Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно-нравственных идеалов. Тема 26 . Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Тема 27 . Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Тема 28 . Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 29 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности . Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30 . Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31 . Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32 . Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6 КЛАСС Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научнотехнический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2 . Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3 . История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Тема 4 . Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 5 . Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 6 . Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7 . Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 11 . Религия как источник нравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 12. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема 13 . Этика и нравственность как категории духовной культуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14 . Самопознание (практическое занятие). Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15 . Труд делает человека человеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Тема 16 . Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время . Милосердие, взаимопомощь. Тема 17 . Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18 . Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья . Сиротство . Отражение этих явлений в культуре общества . Тема 19 . Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага . Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовно-нравственные качества, необходимые представителям этих профессии. Тема 22 . Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23 . Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны . Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных . Тема 24 . Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25 . Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Тема 26 . Патриотизм. Патриотизм. Толерантность . Уважение к другим народам и их истории . Важность патриотизма . Тема 27 . Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом . Военные подвиги . Честь . Доблесть . Тема 28 . Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31 . Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура (проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОДНКНР НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1.Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовнонравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание - осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4.Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении . Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории . 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: - умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаковосимволические / моделирование); - смысловое чтение; - развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); - формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) . 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: - умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция); - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности . Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы 1 Россия — наш общий дом 10 2 Семья и духовно-нравственные ценности 6 3 Духовно-нравственное богатство личности 3 4 Культурное единство России 15 1 34 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 0 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего 1 Культура как социальность 8 2 Человек и его отражение в культуре 6 3 Человек как член общества 10 4 Родина и патриотизм 10 Контрольные работы 1 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 1 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? 1 2 Наш дом — Россия 1 3 4 Язык и история Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 1 5 Истоки родной культуры 1 6 Материальная культура 1 7 Духовная культура 1 8 Культура и религия 1 9 Культура и образование 1 10 11 12 Многообразие культур России Семья — хранитель духовных ценностей Родина начинается с семьи 14 Традиции семейного воспитания в России Образ семьи в культуре народов России 15 Труд в истории семьи 13 1 1 1 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 16 17 Семья в современном мире Личность — общество — культура 1 1 18 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 19 Личность и духовно-нравственные ценности 1 20 Историческая память как духовнонравственная ценность 1 21 Литература как язык куль туры 1 22 Взаимовлияние культур Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие 1 23 24 25 Праздники в культуре народов России 31 Памятники в культуре народов России Музыкальная культура народов России Изобразительное искусство народов России Фольклор и литература народов России Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом Культурная карта России 32 Промежуточная аттестация по курсу. 26 27 28 29 30 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 Контрольная работа. 33 Единство страны — залог будущего России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 1 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Мир культуры: его структура 1 2 Культура России: многообразие регионов 1 3 История быта как история культуры 1 4 Прогресс: технический и социальный 1 5 Образование в культуре народов России 1 6 Права и обязанности человека 1 7 Общество и религия: духовнонравственное взаимодействие 1 8 9 10 11 12 Современный мир: самое важное Каким должен быть человек? Духовно- нравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 1 1 1 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 13 Этика и нравственность категории духовной культуры 14 Самопознание 1 15 Труд делает человека человеком 1 16 Подвиг: как узнать героя? 1 17 18 19 20 как Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 1 1 1 1 1 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 1 22 Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг 1 23 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 24 Моя профессия 1 25 Гражданин 1 26 Патриотизм 1 27 Защита Родины: подвиг или долг? 1 28 Государство . Россия — наша Родина 1 29 Гражданская 1 30 Моя школа и мой класс 1 31 Человек: какой он? 1 32 Человек и культура Промежуточная аттестация по курсу. Контрольная работа. 2 33 идентичность ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 34 1 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс Просвещение Основы духовно-нравственной культуры народов России. 6 класс | Мариносян Тигран Эмильевич, Виноградова Наталья Федоровна, Просвещение МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons https://easyen.ru/load/orkseh/294 http://sofia.ortox.ru/podbor-materialov-orkse-i-odnkn.. http://imc-nev.ru/orkise-odnknr/629-elektronnye-obraz.. http://imc-nev.ru/orkise-odnknr.html https://orkse.ru/schedule.html http://sofia.ortox.ru/podbor-materialov-orkse-i-odnkn.. https://lavka.foma.ru/collection/all?order=price&..