МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования Архангельской области Управление образования администрации Каргопольского округа Архангельской области МОУ "Тихманьгская СШ" РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА на заседании ШМО творчески работающих педагогов протокол № ___ от «__» _______ 2023. приказом директора МОУ «Тихманьгская СШ» Е.А. Коробицыной № ___ от «___» ___ 2023 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «История» для обучающихся 5-6 классов д.Патровская 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Место предмета «История» в системе школьного образования определяется его познавательным и мировоззренческим значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого человека. История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» Целью школьного исторического образования является формирование и развитие личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Задачами изучения истории являются: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение знаниями об основных этапах развития человеческого общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ На изучение предмета «История» в 5-8 классах отводится по 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе 85 часов (из них 17 часов составляет модуль «Введение в новейшую историю России» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 КЛАСС ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Введение Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные (вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. ПЕРВОБЫТНОСТЬ Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Искусство первобытных людей. Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации. ДРЕВНИЙ МИР Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира. Древний Восток Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира. Древний Египет Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия, скотоводства, ремесел. Рабы. Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II. Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы. Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески). Древние цивилизации Месопотамии Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания. Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы. Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи. Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона. Восточное Средиземноморье в древности Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация. Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания. Персидская держава Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии, управление империей. Религия персов. Древняя Индия Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов. Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание). Древний Китай Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные знания и изобретения древних китайцев. Храмы. Древняя Греция. Эллинизм Древнейшая Греция Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера «Илиада», «Одиссея». Греческие полисы Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос. Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация военного дела. Спартанское воспитание. Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн. Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь. Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады. Культура Древней Греции Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура, скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии. Македонские завоевания. Эллинизм Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская. Древний Рим Возникновение Римского государства Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии. Римские завоевания в Средиземноморье Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции. Поздняя Римская республика. Гражданские войны Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана. Расцвет и падение Римской империи Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. Культура Древнего Рима Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Обобщение Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. 6 КЛАСС ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ Введение Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья. Народы Европы в раннее Средневековье Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств. Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда. Принятие франками христианства. Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Византийская империя в VI–ХI вв. Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись). Арабы в VI–ХI вв. Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства. Архитектура. Средневековое европейское общество Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели, участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в ХII–ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв. Польско-литовское государство в XIV–XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья. Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя. Культура средневековой Европы Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И.Гутенберг. Страны Востока в Средние века Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии), управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Государства доколумбовой Америки в Средние века Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования, культура. Появление европейских завоевателей. Обобщение Историческое и культурное наследие Средних веков. ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ Введение Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в мире колесного транспорта. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент. Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Русь в IX – начале XII в. Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориальнополитическая структура Руси, волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах Руси и Византии. Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Русь в середине XII – начале XIII в. Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы СевероВосточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в. Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое ордынское иго). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и немецкая Ганза. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества СевероВосточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный Сергий Радонежский. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. Формирование единого Русского государства в XV в. Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории). Обобщение ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества: в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях. В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию; определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира; группировать, систематизировать факты по заданному признаку. 3. Работа с исторической картой: находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты; устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями. 4. Работа с историческими источниками: называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов; различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры; извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения. 5. Историческое описание (реконструкция): характеризовать условия жизни людей в древности; рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках; рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях); давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности; сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе; высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры. 8. Применение исторических знаний: раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома. 6 КЛАСС 1. Знание хронологии, работа с хронологией: называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к веку, историческому периоду; называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства); устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей истории. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья; группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление систематических таблиц). 3. Работа с исторической картой: находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты; давать словесное описание их местоположения; извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории. 4. Работа с историческими источниками: различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения); характеризовать авторство, время, место создания источника; выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических событий); находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы, образы; характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника. 5. Историческое описание (реконструкция): рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху Средневековья, их участниках; составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические сведения, личные качества, основные деяния); рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах; представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи. 6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений: раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире; объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций; объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты сходства и различия. 7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого: излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны; высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного человека. 8. Применение исторических знаний: объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире; выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном материале). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. История Древнего мира 1.1 Введение 2 1.2 Первобытность 4 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 0,5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 6 Раздел 2. Древний мир. Древний Восток 2.1 Древний Египет 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 2.2 Древние цивилизации Месопотамии 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 2.3 Восточное Средиземноморье в древности 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 2.4 Персидская держава 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 2.5 Древняя Индия 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 2.6 Древний Китай 3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a Итого по разделу 20 Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм 3.1 Древнейшая Греция 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 3.2 Греческие полисы 10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 3.3 Культура Древней Греции 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 3.4 Македонские завоевания. Эллинизм 3 Итого по разделу Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 1 20 Раздел 4. Древний Рим 4.1 Возникновение Римского государства 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 4.2 Римские завоевания в Средиземноморье 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 4.3 Поздняя Римская республика. Гражданские войны 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 4.4 Расцвет и падение Римской империи 6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 4.5 Культура Древнего Рима 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41393a 1 Итого по разделу 20 Обобщение 2 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 68 4,5 0 ПРОГРАММЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков 1.1 Введение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.2 Народы Европы в раннее Средневековье 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.3 Византийская империя в VI—XI вв. 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.4 Арабы в VI—ХI вв. 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.5 Средневековое европейское общество 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.6 Государства Европы в XII—XV вв. 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.7 Культура средневековой Европы 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.8 Страны Востока в Средние века 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.9 Государства доколумбовой Америки в Средние века 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 1.10 Обобщение 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414c04 Итого по разделу 23 Раздел 2. История России. От Руси к Российскому государству 2.1 Введение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a 2.2 Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. 5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a 2.3 Русь в IX — начале XII в. 13 2.4 Русь в середине XII — начале XIII в. 6 2.5 Русские земли и их соседи в середине XIII — XIV в. 10 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a 2.6 Формирование единого Русского государства в XV в. 8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a 2.7 Наш край с древнейших времен до конца XV в. 1 2.8 Обобщение 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a Итого по разделу 45 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f414a6a 6 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Что изучает история. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8d54 2 Историческая хронология. Историческая карта 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f8f2a 3 Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Появление человека разумного 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9380 https://m.edsoo.ru/863f9740 4 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «История Древнего мира» 1 5 Древнейшие земледельцы и скотоводы 1 6 От первобытности к цивилизации 1 7 Природа Египта и ее влияние на условия жизни и занятия древних египтян 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa244 8 Возникновение государственной власти. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa6ea 9 Управление государством 1 Библиотека ЦОК Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f9c68 0,5 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fa050 (фараон, вельможи, чиновники) https://m.edsoo.ru/863faa50 10 Условия жизни, положение и повинности населения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fabea 11 Отношения Египта с соседними народами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fadfc 12 Религиозные верования египтян 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb130 13 Познания древних египтян 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb324 14 Природные условия Месопотамии (Междуречья) и их влияние на занятия населения. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb540 15 Древний Вавилон. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fb748 16 Ассирия. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fbac2 17 Нововавилонское царство. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fbdd8 18 Финикия. 1 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/863fbfcc 19 Палестина и ее население. Возникновение Израильского государства. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc26a 20 Завоевания персов. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc4c2 21 Государственное устройство 1 Библиотека ЦОК Персидской державы. https://m.edsoo.ru/863fc6ca 22 Древняя Индия. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fc8dc 23 Религиозные верования и культура древних индийцев. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fcaf8 24 Древний Китай.Правление династии Хань 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fce2c https://m.edsoo.ru/863fd07a 25 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Восток» 1 26 Религиозно-философские учения, наука и изобретения древних китайцев. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd336 27 Природные условия Древней Греции и их влияние на занятия населения. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd5c0 28 Древнейшие государства Греции. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863fd836 29 Троянская война. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a31a 30 Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a770 31 Подъем хозяйственной жизни греческих полисов после «темных веков» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640a91e 32 Образование городовгосударств. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640aae0 1 33 Великая греческая колонизация 1 Библиотека ЦОКhttps://m.edsoo.ru/8640ac84 34 Афины: утверждение демократии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640ae32 35 Спарта: основные группы населения, общественное устройство 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640afcc 36 Греко-персидские войны 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b1ca 37 Крупные сражения грекоперсидских войн и их итоги 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b382 38 Расцвет Афинского государства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b508 39 Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b67a 40 Пелопоннесская война 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b7f6 41 Религия древних греков 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640b990 42 Образование и наука в Древней Греции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640bb16 43 Искусство и досуг в Древней Греции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640bcf6 44 Возвышение Македонии. Александр Македонский и его завоевания на Востоке 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640be72 https://m.edsoo.ru/8640c002 45 Урок повторения, обобщения и контроля по 1 1 теме «Древняя Греция. Эллинизм» 46 Эллинистические государства Востока 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8640c1c4 47 Природа и население Апеннинского полуострова в древности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886460aa 48 Республика римских граждан 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886465e6 49 Верования древних римлян 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886469b0 50 Войны Рима с Карфагеном 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646848 51 Ганнибал; битва при Каннах 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646adc 52 Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646c1c 53 Социально-экономическое развитие поздней Римской республики 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646d5c 54 Реформы Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646e7e 55 Гражданская война и установление диктатуры Суллы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88646faa 56 Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886470f4 57 Борьба между наследниками Цезаря 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886472a2 58 Установление императорской власти 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886473ba 59 Императоры Рима: завоеватели и правители 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886474dc 60 Римская империя: территория, управление 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647608 61 Возникновение и распространение христианства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647716 62 Император Константин I, перенос столицы в Константинополь 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647838 63 Начало Великого переселения народов. Рим и варвары 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864795a 64 Римская литература, золотой век поэзии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647a86 65 Развитие наук и искусства в Древнем Риме 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647c2a https://m.edsoo.ru/88647d4c 66 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Древний Рим» 1 67 Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647e78 68 Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 68 4,5 0 6 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88647fa4 2 Падение Западной Римской империи и возникновение варварских королевств 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886480bc 3 Франкское государство в VIII— IX вв. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886481d4 4 Государства Западной Европы, Британия и Ирландия в раннее Средневековье 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886482ec 5 Ранние славянские государства 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864840e 6 Византия в VI-XI вв. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886485bc 7 Культура Византии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886486e8 8 Аравийский полуостров: природные условия, основные занятия жителей, верования. Арабский халифат: его расцвет и распад 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864880a 9 Культура исламского мира 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864892c 10 Феодалы и крестьянство в средние века 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648a44 11 Средневековые города — центры ремесла, торговли, культуры 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648b5c 12 Церковь и духовенство в средневековом обществе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648c7e 13 Усиление королевской власти в странах Западной Европы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648e36 14 Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88648f62 15 Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649070 16 Византийская империя и славянские государства в XII— XV вв. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8864919c 17 Религия и культура средневековой Европы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886492be 18 Гуманизм. Раннее Возрождение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886493d6 19 Османская империя и Монгольская держава в Средние века 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/886494f8 20 Китай и Япония в Средние века 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649872 21 Индия в Средние века 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649a5c 22 Цивилизации майя, ацтеков и инков 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649b92 23 Историческое и культурное наследие Средних веков 1 24 Роль и место России в мировой истории 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17efa2 25 Заселение территории нашей страны человеком 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f31c 26 Народы и государства на территории нашей страны в древности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f448 27 Великое переселение народов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f560 28 Хозяйство, быт и верования восточных славян 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f66e 29 Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f790 30 Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской государственности 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17f916 31 Первые русские князья 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17fad8 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/88649cd2 32 Внешняя политика Руси в IX-XI вв. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a17ff2e 33 Принятие христианства и его значение 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180140 34 Русь в конце X — начале XII в. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18030c 35 Территориально-политическая структура Руси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1804f6 36 Внутренняя и внешняя политика русских князей в конце X — первой трети XII в. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1806a4 37 Русская церковь в X- начале XII в. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180848 38 Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180c26 39 Внешняя политика и международные связи Руси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180e06 40 Культурное пространство: повседневная жизнь, сельский и городской быт 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a180fd2 41 Формирование единого культурного пространства. Художественная культура и ремесло Руси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181194 https://m.edsoo.ru/8a18134c 42 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Русь в IX — начале XII в.» 1 43 Формирование системы земель 1 1 Библиотека ЦОК — самостоятельных государств https://m.edsoo.ru/8a181518 44 Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1816e4 45 Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a181d1a 46 Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских земель 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1821b6 47 Формирование региональных центров культуры. Белокаменные храмы СевероВосточной Руси 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18230a https://m.edsoo.ru/8a182436] 48 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Русь в середине XII — начале XIII в.» 1 49 Возникновение Монгольской империи и ее завоевательные походы 1 50 Борьба Руси против монгольского нашествия. 1 51 Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская 1 52 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Русские 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182562 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182954 https://m.edsoo.ru/8a182c92 1 земли и их соседи в середине XIII — XIV в.» 53 Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси 1 54 Княжества Северо-Восточной Руси. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a182e5e 55 Дмитрий Донской. Куликовская битва 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183002 56 Роль Православной церкви в ордынский период русской истории 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1831d8 57 Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV веках 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1835b6 58 Культурное пространство Руси в XIII-XIV вв. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1837d2 59 Объединение русских земель вокруг Москвы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183994 60 Новгород и Псков в XV в : политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a183e76 61 Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18402e 62 Присоединение Новгорода и 1 Библиотека ЦОК Твери. Ликвидация зависимости от Орды https://m.edsoo.ru/8a1841c8 63 Формирование системы управления единого государства при Иване III 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a184358 64 Культурное пространство Русского государства в XV веке 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a1844de 65 Развитие культуры единого Русского государства. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a18466e 66 Урок повторения, обобщения и контроля по теме «Формирование единого Русского государства в XV в.» 1 67 Наш край с древнейших времен до конца XV в. 1 68 Обобщение по теме "От Руси к Российскому государству" 1 1 68 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8a185154 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая ; под ред. А.А. Искендерова М: Просвещение Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для образоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе М: Просвещение МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://m.edsoo.ru http://history.standart.edu.ru http://historydoc.edu.ru http://www.historia.ru http://www.shpl.ru http://www.garf.ru http://www.hist.msu.ru/ER/Etext http://www.istorya.ru/hronos.php http://imperiya.net http://simvolika.rsl.ru http://www.archeologia.ru http://www.oldtowns.ru http://www.ancienthistory.spb.ru http://www.ancientrome.ru http://www.greeceold.ru http://www.vostlit.info http://www.istrodina.com http://www.borodino.ru http://www.shm.ru http://www.kreml.ru http://www.monino.ru