РП - орксэ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Архангельской области
Управление образования администрации Каргопольского округа
Архангельской области
МОУ «Тихманьгская СШ»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании ШМО
творчески
работающих
педагогов

Приказом директора

протокол №___
от «___» ________
2023 г.

МОУ «Тихманьгская
СШ»
Е.А.Коробицыной.
№__от «__»
_______2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «ОРКСЭ»
для обучающихся 4 класса

Д. Патровская 2023

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Россия — наша Родина. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм
исторической памяти. Образцы нравственности в культуре Отечества, в культурах разных
народов России. Государство и мораль гражданина, основной закон (Конституция) в
государстве как источник российской светской (гражданской) этики. Трудовая мораль.
Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время.
Нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нормы морали. Семейные ценности и
этика семейных отношений. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы
нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа России.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:


понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости
за свою Родину;



формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою
этническую и национальную принадлежность;



понимать значение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
осознавать ценность человеческой жизни;



понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни личности,
семьи, общества;



осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную религию или не
исповедовать никакой религии;



строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации:
умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение,
независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму;



соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском
обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к
представителям разного вероисповедания;



строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении,
желание при необходимости прийти на помощь;



понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре,
стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и
действий, оскорбляющих других людей;



понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным
ценностям.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;



формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и
находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта
характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;



совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных
коммуникативных и познавательных задач;



совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления
информационного поиска для выполнения учебных заданий;



овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,
осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;



овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;



формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою
собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;



совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности,
умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о
распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:


ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества —
мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также
используемых в разных религиях (в пределах изученного);



использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской
этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);



применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать,
анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического
материала;



признавать возможность существования разных точек зрения; обосновывать свои
суждения, приводить убедительные доказательства;



выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

Работа с информацией:


воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её
принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;



использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);



находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных
информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого
входа);



анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с
помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

Коммуникативные УУД:


использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч,
сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки
жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого
этикета;



соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и
высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом
особенностей участников общения;



создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа
и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и
светской этике.

Регулятивные УУД:


проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении
учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуациях; контролировать
состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для
здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;



проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на
нравственные правила и нормы современного российского общества; проявлять
способность к сознательному самоограничению в поведении;



анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного
отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой
деятельности);



выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям:
одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости,
жадности, нечестности, зла;



проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание
больше узнать о других религиях и правилах светской этики и этикета.

Совместная деятельность:


выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам,
корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к
своей работе, объективно их оценивать;



владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;



готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля «Основы светской
этики» должны отражать сформированность умений:


выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития
как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе,
людях, окружающей действительности;



выражать своими словами понимание значимости нравственного
самосовершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;



выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и
нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России,
российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного
совершенствования;



рассказывать о российской светской (гражданской) этике как общепринятых в
российском обществе нормах морали, отношений и поведения людей, основанных на
российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и
обязанностях человека и гражданина в России;



раскрывать основное содержание нравственных категорий российской светской этики
(справедливость, совесть, ответственность, сострадание, ценность и достоинство
человеческой жизни, взаимоуважение, вера в добро, человеколюбие, милосердие,
добродетели, патриотизм, труд) в отношениях между людьми в российском обществе;
объяснять «золотое правило нравственности»;



высказывать суждения оценочного характера о значении нравственности в жизни
человека, семьи, народа, общества и государства; умение различать нравственные
нормы и нормы этикета, приводить примеры;



первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения
(своих и других людей) с позиций российской светской (гражданской) этики;



раскрывать своими словами первоначальные представления об основных нормах
российской светской (гражданской) этики: любовь к Родине, российский патриотизм и
гражданственность, защита Отечества; уважение памяти предков, исторического и
культурного наследия и особенностей народов России, российского общества;
уважение чести, достоинства, доброго имени любого человека; любовь к природе,
забота о животных, охрана окружающей среды;



рассказывать о праздниках как одной из форм исторической памяти народа, общества;
российских праздниках (государственные, народные, религиозные, семейные
праздники); российских государственных праздниках, их истории и традициях (не
менее трёх), религиозных праздниках (не менее двух разных традиционных религий
народов России), праздниках в своём регионе (не менее одного), о роли семейных
праздников в жизни человека, семьи;



раскрывать основное содержание понимания семьи, отношений в семье на основе
российских традиционных духовных ценностей (семья — союз мужчины и женщины на
основе взаимной любви для совместной жизни, рождения и воспитания детей; любовь
и забота родителей о детях; любовь и забота детей о нуждающихся в помощи
родителях; уважение старших по возрасту, предков); российских традиционных
семейных ценностей;



распознавать российскую государственную символику, символику своего региона,
объяснять её значение; выражать уважение российской государственности, законов в
российском обществе, законных интересов и прав людей, сограждан;



рассказывать о трудовой морали, нравственных традициях трудовой деятельности,
предпринимательства в России; выражать нравственную ориентацию на трудолюбие,
честный труд, уважение к труду, трудящимся, результатам труда;



рассказывать о российских культурных и природных памятниках, о культурных и
природных достопримечательностях своего региона;



раскрывать основное содержание российской светской (гражданской) этики на
примерах образцов нравственности, российской гражданственности и патриотизма в
истории России;



объяснять своими словами роль светской (гражданской) этики в становлении
российской государственности;



первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению исторического
и культурного наследия народов России, российского общества в своей местности,
регионе, оформлению и представлению её результатов;



приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические
нормы российской светской (гражданской) этики и внутреннюю установку личности
поступать согласно своей совести;



выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора,
отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероисповедания;
понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить
примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского)
патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине — России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;



называть традиционные религии в России, народы России, для которых
традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм,
иудаизм;



выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности
человеческой жизни в российской светской (гражданской) этике.

тематическое планирование
№ п/п

Количество
часов

Тема курса

1.

Россия — наша Родина

1

1.

Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали.
Нравственные ценности, идеалы, принципы

8

1.

Государство и мораль гражданина. Основной Закон
(Конституция) в государстве как источник российской
гражданской этики

1

1.

Образцы нравственности в культуре Отечества,
народов России. Природа и человек

5

1.

Праздники как одна из форм исторической памяти

2

1.

Семейные ценности. Этика семейных отношений

1

1.

Трудовая мораль. Нравственные традиции
предпринимательства

2

1.

Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования

7

1.

Этикет

4

1.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального
народа России

3

Итого:

34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

4 КЛАСС – 34 ч
Тема

Количество
часов

Россия — наша Родина

1

№ п/п

1.

Россия – наша Родина. Роль культурных традиций в жизни народов
России, значение культурных традиций в жизни человека, семьи,
народа, общества. Культура и религия.
Этика и её значение в жизни человека. Нормы морали.

1

8

Нравственные ценности, идеалы, принципы

1.

Этика и её значение в жизни человека.

1

1.

Нормы морали.

1

1.

Нравственные ценности, идеалы, принципы.

1

1.

Составление текстов-рассуждений на темы добра и зла, моральных
ценностей, идеалов.

1

1.

Значение нравственности в жизни человека, семьи, народа, общества,
государства.

1

1.

«Золотое правило» этики.

1

1.

Рассуждение на морально-этические темы.

1

1.

Образцы нравственности в культурах разных народов

1

Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция)
в государстве как источник российской гражданской этики

1

Государство и мораль гражданина. Основной Закон (Конституция) в
государстве как источник российской гражданской этики.

1

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России.
Природа и человек

5

1.

Нравственные нормы жизни в обществе.

1

1.

Образцы нравственности в культуре Отечества, народов России.
Нравственные нормы на примерах образцов поведения людей,
исторических и литературных героев, защитников Отечества в истории
России и современности.

1

1.

Бережное отношение к природе и личная ответственность за это
каждого человека.

1

1.

Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного
поведения в культуре Отечества».

1

1.

Гуманисты России. Писатели-гуманисты.

1

1.

Праздники как одна из форм исторической памяти

2

1.

Праздники как одна из форм исторической памяти народа, общества,
их значение для укрепления единства народа, общества.

1

1.

Российские праздники (государственные, народные, религиозные,
семейные), День народного единства, День защитников Отечества и
др. Праздники в своём регионе, местности проживания.

1

Семейные ценности. Этика семейных отношений

1

Семейные ценности и этика семейных отношений. Семья, отношения в
семье на основе взаимной любви и уважения, любовь и забота
родителей о детях, любовь и забота детей о нуждающихся в помощи
родителях, уважение старших. Семейные традиции народов России.

1

Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства

2

1.

Трудовая мораль, нравственные традиции трудовой деятельности,
предпринимательства в России.

1

1.

Трудолюбие, честный труд, уважение к труду, к трудящимся людям,
результатам труда (своего и других людей).

1

1.

Что значит быть нравственным в наше время. Методы
нравственного самосовершенствования

7

1.

Что значит быть нравственным в наше время. Нравственные поступки
свои и других людей.

1

1.

Соотнесение нравственных норм с анализом личного опыта
поведения.

1

1.

Составление текстов-рассуждений на тему «Образцы нравственного
поведения людей в современной жизни».

1

1.

Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
Нравственный выбор.

1

1.

Методика создания морального кодекса в школе.

1

1.

Нормы морали. Образование как нравственная норма.

1

1.

Методы нравственного самосовершенствования.

1

Этикет

4

1.

Этикет. Правила поведения в обществе.

1

1.

Нравственные нормы и правила этикета.

1

1.

Этика и этикет. Целесообразность правил этикета.

1

1.

Необходимость соблюдения правил этикета в разных ситуациях.
Народные пословицы и поговорки.

1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа России

1.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.

3
1

1.

Российская светская этика, духовно-нравственная культура
многонационального народа России, их значение в жизни человека,
семьи, российского общества.

1

1.

Сопоставление понятий «патриотизм», «Отечество»,
«многонациональный народ России», «служение», соотнесение
определений с понятиями.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс/ Шемшурина
А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое
пособие. 4 класс/ Шемшурина А.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки,
презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным
предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов
http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы

http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к
проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения
(конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы
для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня
сложности для школьников 1–5-х классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».